Главная сенсация минувшей недели — стремительное развитие ситуации вокруг "Правого дела". Еще 13 сентября олигарх Прохоров, с помпой возглавивший партию в мае и вложивший в ее рекламу и развитие сотни миллионов, представлял общественности свой манифест. Небольшим облачком, нарушавшим идиллическую чистоту неба над головой, была лишь жалоба уральского борца с наркомафией Ройзмана: мол, "сверху" давят и требуют моего исключения из предвыборных списков. Но Прохоров отказывался "сдать" коллегу, и в итоге был снят с поста лидера, после чего обвинил чиновников президентской администрации, включая сегодняшнего "Суслова" — Суркова, в "кукловодстве". Другая же единомышленница Прохорова — певица Алла Пугачева, впервые в жизни вступившая в партию, и вовсе заметила: "Сурков сошел с ума".
"Браво, Алла Борисовна! Многие мужики-политики становятся "бабами", а вы, будучи дамой, пригвоздили этих межполых своими словами и усомнились в умственных способностях отдельных представителей российской власти", — пишет радиожурналист Юрий Пронько.
Раздражение примадонны можно понять. "Сурков гнобил даже Пугачеву, как она призналась. А сегодня Прохоров снял кремлевский ошейник, — пишет в своем блоге экономист Михаил Делягин. —
Я услышал Ельцина 1989–1990 годов. Перед ним открылась дорога в президентство — не факт, что пойдет, но дорога открылась".
Но отметим, что даже если Прохоров и соберется в президенты, теперь вряд ли ему позволят это сделать, как не позволили в 2008 году Михаилу Касьянову. На собрания активистов, скорее всего, станет врываться полиция, на митингах сторонников будет "работать" ОМОН, подписи граждан объявят фальшивыми и т. д. и т. п., что мы уже наблюдаем не один год в отношении "Другой России", "Солидарности", Левого фронта, ДПНИ, а теперь еще и "Парнаса".
"Мой прогноз: никто ему "вернуться в политику" уже не даст, —
считает обозреватель газеты "Завтра" Владислав Шурыгин. — Завалив один из приоритетных проектов Кремля, он навсегда вычеркнул себя из списков тех, с кем "можно работать". Кремль сейчас просто в бешенстве (из первых рук) — окученный было и "канализированный" "средний класс" теперь на выборах разбредется не пойми как. Такое не прощают. Поэтому в лучшем случае — тихое существование, а, паче чаяния, начнет бунтовать, ну тогда и прокуроров с налоговиками подтянут и "зачистят". Компромата на Мишу "куршевельского" в избытке".
"В ответ на громогласно возвещенную с билбордов максиму, что "сила, брат, в правде", из Кремля вскорости последовало выверенное в той же стилистике: "Не брат ты мне, гнида черножопая", — горько шутит Николай Храмов.
Редактор Елена Токарева рассказывает любопытную историю о нравах так называемых регионалов, руками которых Прохорова выпиливали из лидерского кресла: "Самый циничный политик в стране, старейший член "Правого дела" Борис Надеждин, поразмыслив, на какой из двух съездов ему пойти, решил, что лучше пойти на съезд, организованный рявкиными-тявкиными... На вопрос корреспондента, зачем же он предает Прохорова, Надеждин ответил: "Скажите всем, что я старый больной человек".
Тут невольно вспоминается Талейран: "Вовремя предать — это не предать, а предвидеть".
"Почему-то все забыли, что точно по такому же сценарию шесть лет назад пресловутый масон Богданов вытеснил Касьянова из ДПР, — пишет Андрей Мальгин. — Схема была та же: раздвоившийся съезд, перехват власти, работа по развалу через местные ячейки. Касьянова оттеснили, Богданов был избран главой. На богдановском съезде, как и в этот раз, сидел представитель Минюста, который тут же объявил один съезд легитимным, а другой нет.
Я никак не думал, что Сурков будет дважды пользоваться одним г@ндоном. По всей видимости, других провокаторов у него уже нет. Выдохся.
Но Касьянов-то был настоящим оппозиционером, а Прохоров появился как оппозиционер кукольный.
Если теперь они уже и оппозиционеров в кавычках боятся, плохо их дело. Окружили себя стеной и открывают стрельбу при каждом шорохе.
Идут подлейшие репортажи по центральным каналам. Все представлено как попытка рядовых партийцев не дать проникнуть в партию криминалу. Сообщается о двадцатилетней давности судимости Ройзмана, давно погашенной. Можно подумать, Ройзман ее скрывал. А есть и среди членов "Единой России" люди с судимостями, в том числе и на ответственных постах. Член Совета Федерации Максим Кавджарадзе, представляющий Липецкую область. Или большой друг Бориса Грызлова Петрик, который находился в заключении в 1984–1989 годах".
"Несколько месяцев назад богатый человек Михаил Прохоров решил возглавить единственную оставшуюся в стране партию с умеренно праволиберальной идеологией, — популярно разъясняет суть случившегося Максим Александров. — Партийцы-функционеры быстро согласились — деньги все любят, даже профессиональные политики.
В первые же месяцы выяснилось что Прохоров — этакий чебурашка наивный, который как бы не понимает, чем российская политика отличается от политики вообще. Ему попытались объяснить. Он не внял.
Тогда с партийцами поговорили. То ли им дали денег больше, то ли еще что рассказали, но они быстренько собрались и — неожиданно для самого Прохорова — послали своего благодетеля на фиг.
Он офигевает и пытается понять, что ему делать — утереться или попробовать всерьез и открыто повоевать. Пока что, кажется, воевать будет. Я надеюсь, не передумает, потому что как-то совсем не по-голливудски получится.
И с завтрашнего дня Прохорова начнут мочить. Всеми доступными методами — от закидывания экскрементами на улице до изъятия собственности на территории РФ. Не говоря уж о СМИ и этих ваших интернетах".
"До последнего времени еще велись дебаты, есть ли в нашей стране хоть одна зарегистрированная независимая партия, — пишет сопредседатель "Парнаса" Борис Немцов, — или все до единой марионеточные, ручные и карманные. Слава богу, сегодня дискуссия закончена. Когда я вам говорил, что согласиться возглавлять марионеточную партию было вашей большой ошибкой, вы улыбались и заявляли, что я ничего не понимаю.
Кто хотел продемонстрировать минимальную самостоятельность, оказались выброшенными за борт так называемых выборов. Прохоров зря надеется на встречу с Путиным и Медведевым. Неужели не понятно, что политическое решение о его изгнании было принято не Сурковым и Хабировым? И удивляться тут, Михаил Дмитриевич, нечему. Да, вы были лояльны к Путину и Медведеву. Да, вы говорили, что вы не оппозиция. Да, вы утверждали, что оппозиция — маргиналы. Да, вы регулярно, как и все остальные лидеры карманных партий, бегали в Кремль.
Но путинская политическая система предполагает тотальную лояльность и тотальное холуйство. Вынести пусть даже в шутку сказанное "хочу быть премьер-министром" и уж тем более "могу принять участие в президентских выборах" Путин и Медведев не могут, слишком слабы, слишком замазаны коррупционными делами, слишком боятся конкуренции. Надо было вести себя, как Богданов, Минаев, Соловьев, Дунаев. Надо было лизать и получать удовольствие. Надо было признать, что лидер вашей партии — Сурков, а вы у него — шестерка на побегушках.
Знаю вас много лет и не сомневался, что с такой ролью вы не согласитесь никогда. Отлично помню, как от вас требовали отказаться от общения со мной. Вы не согласились — это был поступок. Уважаю. Сегодня вы тоже совершили поступок. Правильный и единственно возможный, чтобы окончательно не потерять лицо. Поздравляю. Теперь главное — не выглядеть наивным и глупым.
Не надо просить пощады у Путина и Медведева. Не дождетесь, а репутацию подмочите".
"Ей-богу, никогда не испытывал симпатий к Прохорову, иронически относился к его проекту, называл "Правое дело" гомункулусом, выращенным в кремлевской пробирке, не собирался принимать участие в комедии под названием выборы и так далее, — пишет журналист Николай Троицкий. — Но то, что учинили Сурков и компания, всякие богдановы-рявкины-козявкины и прочие околополитические глисты, — запредельная мерзость. Страх перед самостоятельностью и непредсказуемостью таких лояльных деятелей, как Прохоров, Александр Лебедев или тот Ройзман, — это маниакальное, это бред, это дикие комплексы! Неудивительно, что их не пускают в политику. Там живые люди не нужны. Там нужны глисты и козявки".