Полпред президента в Центральном округе Георгий Полтавченко утвержден новым губернатором Санкт-Петербурга. Его кандидатуру одобрило Законодательное собрание.
Неожиданностью это не оказалось — кто станет преемником Валентины Матвиенко, было ясно уже 22 августа, когда президент Дмитрий Медведев принял ее отставку и назначил Полтавченко временно исполняющим обязанности губернатора.
Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев врио, назначенный президентом, и становится губернатором (правда, были и исключения: когда сняли Юрия Лужкова, временно исполняющим стал Владимир Ресин, но его никто не рассматривал всерьез как кандидата в мэры).
Что касается Полтавченко, то его назначение вызвало ряд удивленных комментариев. Ранее назывались совсем другие претенденты на пост градоначальника северной столицы: Дмитрий Козак, Сергей Нарышкин, Александр Беглов, Владимир Кожин… Имя Полтавченко мелькало, но исключительно на периферии, когда аналитики перебирали статусных "московских петербуржцев".
58-летний Полтавченко — единственный, кто, заняв должность полпреда в мае 2000 года, до сегодняшнего дня на ней оставался.
Он родился в Баку, окончил в Ленинграде Институт авиационного приборостроения, два года проработал инженером в объединении "Ленинец", затем год — инструктором в Невском райкоме ВЛКСМ, а с 1979-го отправился служить в КГБ, где провел 13 лет. Последняя чекистская должность — начальник управления Министерства безопасности России в Выборге.
В 1992 году стал первым налоговым полицейским в Петербурге, с 1993 года — начальник управления Федеральной службы налоговой полиции России по Санкт-Петербургу, генерал-лейтенант налоговой полиции. В 1999–2000 годах — полномочный представитель президента России в Ленинградской области, затем — полпред в ЦФО.
Отметим, что Полтавченко известен как человек совершенно непубличный: практически никому не известны его взгляды и оценки политических событий.
Один раз (и неудачно) он участвовал в выборах: в 1998 году пытался избираться в питерское Законодательное собрание, но занял одно из последних мест (забавно, что по соседству с Борисом Грызловым). За время работы в полпредстве ничем особенным не отличился — отзывы о нем достаточно ровные. В Петербурге его, само собой, хорошо помнят и, большей частью, отзываются тоже достаточно спокойно.
Так, депутат ЗакСа и бывший начальник ГУВД генерал Аркадий Крамарев ("Единая Россия") говорит, что Полтавченко "порядочный человек с хорошим чувством юмора и нормальным, здоровым скепсисом по отношению к нашей действительности". "Хотя в Москве люди меняются и не всегда в лучшую сторону, — говорит Крамарев, — я уверен, что Полтавченко остался прежним". Его коллега Виталий Милонов, известный своей истовой набожностью, радуется, что Полтавченко "сочетает функции государственного служащего и православного", ибо имеет пять орденов Православной церкви, в том числе орден Сергия Радонежского первой степени.
Православие врио губернатора и вправду хорошо известно: он входит в круг так называемых "православных чекистов",
является членом попечительского совета по возрождению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и попечительского совета Центра национальной славы России, возглавляемого президентом ОАО "РЖД" Владимиром Якуниным.
Оппозиция высказывалась более умеренно. Так, глава питерского "Яблока" Максим Резник говорит, что хорошо уже то, что Полтавченко не связан с нынешним составом правительства города. Но то, что кандидатура появилась "из-под ковра", по его мнению, — неуважение к петербуржцам. Коллега Резника Михаил Амосов полагает категорически неправильным назначение губернатора до выборов ЗакСа и считает, что он должен быть представлен партией или коалицией партий, которая победит на выборах. Только тогда губернатор будет выражать интересы большинства горожан. С этим солидарна глава питерских "эсеров" Оксана Дмитриева, несмотря на отсутствие "профессиональных и личных претензий" к Полтавченко. Но ни та, ни другая партия повлиять на происходящее не в силах, им остается лишь наблюдать…
Выборы в городской парламент могут серьезно изменить обстановку в Законодательном собрании не в пользу "Единой России".
Именно она сейчас и представляла президенту тройку кандидатов. Хотя политические предпочтения горожан сейчас далеко не те, что весной 2007 года, когда проходили выборы.
Президиум генсовета "Единой России" 28 августа выдвинул на пост губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, спикера Законодательного собрания Вадима Тюльпанова и вице-губернатора Михаила Осеевского. Было ясно, что две последние кандидатуры — исключительно формальные, дань закону, который требует выдвижения трех человек на выбор президента. 29 августа тройка была представлена президенту, а 30 августа он внес в Законодательное собрание кандидатуру Полтавченко.
По закону на все эти процедуры отпущено время, и они могут занять больше месяца, но в данном случае власти очень спешили. Почему? Ларчик открывался просто: 10 сентября, когда Совет Федерации соберется на свое первое после каникул заседание, Валентина Матвиенко должна быть избрана его спикером — такие планы предписаны "сверху".
Между тем, согласно закону о формировании СФ, сенатор начинает исполнять свои обязанности через десять дней после назначения. Значит, не позднее 31 августа Матвиенко должна быть назначена сенатором. А для этого, в свою очередь, надо, чтобы в этот день в Петербурге уже был новый губернатор, который и делегирует ее в верхнюю палату.
В утверждении Полтавченко сомневаться не приходилось: 32 голосов "Единой России" (вместе с "перебежчиками" из "Справедливой России" и КПРФ) для этого было уже достаточно, а есть еще пять голосов верных жириновцев.
Не голосовать за Полтавченко собирались остатки от фракции "эсеров" (четыре депутата, сохранившие членство в партии) и часть коммунистов. При этом и те, и другие к Полтавченко относятся неплохо — но первые говорят, что неправильно назначать сейчас, до выборов в ЗакС, "полноправного" губернатора, а вторые — что его кандидатура представлена Кремлем, к которому они находятся в оппозиции.
Ну, в стороне от этой политической комбинации — жители Петербурга. Они выбирали мэром Анатолия Собчака и губернатором Владимира Яковлева, и они (на первый срок) выбирали губернатором Валентину Матвиенко. Теперь же их поставили перед фактом присылки "сверху" нового начальника, не сочтя нужным не то что посоветоваться с ними, но даже и объяснить, почему и за какие заслуги выбран именно он. Как будто речь идет о чисто технической должности. И это при том, что губернатор Петербурга по своему статусу один из ведущих политиков страны…
"Санкт-Петербург — знаковый, хорошо для Вас знакомый город. Вы знаете специфику поселения, десять лет работали полпредом президента в ЦФО. Надеюсь, Вы справитесь с огромными обязанностями, так как пост главы второй крупной столицы надо нести с честью", — вот чем только и обосновал свой выбор Медведев, принимая Полтавченко в своей резиденции в Бочаровом ручье под Сочи.
Однако людей, хорошо знающих Петербург, в России наберется не одна тысяча, а в ЦФО северная столица не входит, о чем президент не может не знать.
И последнее. Симптоматично, что, призывая Полтавченко решить первым делом вопросы подготовки города к зиме (где правительство Матвиенко отметилось оглушительным провалом), президент не проронил ни одного критического слова в адрес экс-губернатора. Наоборот, он стал рассказывать, что город "за последнее время существенно изменился, он стал нарядней, появилась масса новых социально-экономических объектов, приводятся в порядок дворы, развивается транспортная инфраструктура, прежде всего вокруг Петербурга и внутри". В ответ новый губернатор начал уверять, что "было сделано много для города и что дворы его детства изменились до неузнаваемости.
Стало ясно: никакой ответственности прежняя смольнинская команда не понесет. Как, впрочем, и все предшествующие, сменявшие друг друга, провалив все, что только можно.