21 августа в Петербурге пройдут муниципальные выборы в советы округов "Красненькая речка" и "Петровский". В обоих округах одним из кандидатов значится губернатор Валентина Матвиенко. Получение депутатского мандата необходимо ей, чтобы попасть в Совет Федерации и стать его спикером. Оппозиция считает, что выборы проводятся с грубейшими нарушениями, но и избиркомы, и суды послушно признают их законными.
Между тем суть вопроса не в том, что при проведении выборов используется так называемый административный ресурс или незаконная агитация в пользу высокого должностного лица.
Суть в том, что об этих выборах не знал никто, кроме узкого круга лиц. И, соответственно, никто из оппозиционеров, заявивших о намерении противостоять Матвиенко на выборах, не смог в них участвовать.
Как только Валентина Матвиенко заявила, что избираться депутатом она будет именно в Петербурге и именно на муниципальных выборах (выборы в Законодательное собрание только в декабре), в муниципалитетах выстроилась целая очередь: депутаты наперебой стремились сложить полномочия, чтобы были организованы досрочные выборы "под Матвиенко".
В начале июля стало известно, что с полномочиями добровольно расстались народные избранники в городе Ломоносове и в поселке Александровская и там пройдут выборы. При этом ломоносовских депутатов "уламывали" три дня подряд — складывать полномочия не спешили даже верные единороссы, и распустить муниципальный совет удалось только тогда, когда к трем единороссам присоединился "эсер" Олег Шерле. А в Александровской полномочия сложила Ирина Баранникова — дочь главного федерального инспектора по Петербургу Александра Волоха. Она прямо заявила, что делает это в пользу Валентины Матвиенко. Из десяти депутатских кресел в поселке стали свободными четыре (три уже были вакантны), что позволило объявить довыборы.
В обоих муниципалитетах голосования были назначены на 4 сентября, но предполагалось, что выбор Матвиенко падет на Ломоносов — там, в отличие от других муниципалитетов, одномандатные округа. А это для губернатора более удобно по двум причинам. Во-первых, оппозиционеры, если не сумеют договориться об "одном на всех" кандидате, неминуемо растянут голоса. А во-вторых, что куда существеннее, при выборах по четырем округам сразу оппозиции придется играть в "угадайку", пытаясь понять, в каком из них выдвинется Матвиенко. Ведь губернатор может принести документы (при выдвижении от "ЕР" ей нужно только решение партии) за пять минут до окончания регистрации, а оппозиционеры, которые должны собирать подписи, вынуждены заранее указать округа, где они выдвигаются. В результате Матвиенко сможет избежать "лобового столкновения" с наиболее опасными представителями оппозиции…
В конце июля оппозиционеры начали выдвижение в Ломоносове и Александровской. Среди них были представители "Яблока", "Справедливой России", КПРФ, а также незарегистрированной "Другой России". И тут грянул гром.
Утром 31 июля губернатор заявила, что она будет баллотироваться вовсе не в этих муниципалитетах, а в округах "Красненькая речка" и "Петровский", где она уже зарегистрировалась кандидатом в депутаты. И что выборы в этих округах пройдут 21 августа. Тут же выяснилось, что регистрация кандидатов в этих округах закончилась еще 28 июля, за четыре дня до того, как общественности стало известно о том, что выборы вообще проводятся.
Прецеденты в Петербурге уже были. Осенью 2010 года в муниципалитете "Звездное" часть депутатов сложила полномочия, и были назначены выборы, о которых оппозиция узнала, когда регистрация уже закончилась. В суде в ответ на претензии муниципальный избирком предъявил газету с объявлением о проведении выборов. Тот факт, что никто, кроме приближенных к власти персон, эту газету в глаза не видел (и вообще, скорее всего, ее напечатали задним числом), суд ни в чем не убедил. Итоги выборов оставили в силе.
Теперь все повторилось.
"Я лично прочла в газете о назначении этих выборов", — заявила утром 31 июля Валентина Матвиенко. Еще она отметила, что в "Красненькой речке" и "Петровском" зарегистрированы и самовыдвиженцы, и кандидаты от других партий, так что "представлен практически весь политический спектр".
Достаточно быстро выяснилось, что это, мягко говоря, не совсем так.
Газета "Петровского", датированная 30 июня, выпущена тиражом 8 тысяч экземпляров. При том что в округе около 16 тысяч избирателей, она должна была попасть практически в каждую квартиру. Однако опрошенные журналистами "Интерфакса" жители округа "Петровский" заявили, что уже месяц как не видели в своих почтовых ящиках никаких муниципальных газет с объявлениями о выборах.
На сайте округа "Петровский" этот номер в формате PDF появился только к вечеру 31 июля (выборы были назначены 27 июня). А соответствующий файл, как тут же установили наблюдатели, блогеры и компьютерные эксперты, был изготовлен лишь 28 июля…
Газета округа "Красненькая речка" от 30 июня с объявлением о выборах вроде бы вышла тиражом в 3 тысячи экземпляров. Но найти местных жителей, которые держали бы ее в руках, тоже не удается, хотя просьба откликнуться была озвучена, например, в эфире питерского "Эха". Сайт округа "Красненькая речка" официально находится "на реконструкции", но блогеры сумели проникнуть на него и нашли там газету от 30 июня. Только с другим тиражом (13 тысяч экз.), и ни слова о выборах там не было…Стоит напомнить, что округ "Красненькая речка" давно известен в Петербурге своими электоральными чудесами: несколько лет назад результаты выборов были сфальсифицированы, а муниципальная избирательная комиссия на суде на голубом глазу уверяла, что всю избирательную документацию (включая бюллетени) съели крысы. Однако на суд принесли справку от зоологов, что крысы бумагу не едят, и итоги выборов были отменены.
Наконец, что самое существенное,
о выборах в "Петровском" и "Красненькой речке" не была уведомлена Городская избирательная комиссия.
А это прямое нарушение закона, требующего, чтобы в течение двух дней все решения муниципальных избирательных комиссий (тем более решения о назначении выборов) передавались в Горизбирком, впоследствии размещающий информацию о выборах на своем официальном сайте.
Когда Горизбирком потребовал от глав муниципальных комиссий объяснить, почему они не представили решения о назначении выборов, то председатели этих комиссий заявили, что хотели передать их через территориальные избирательные комиссии, пришли туда, наткнулись на закрытые двери и ушли. После чего отправили в ГИК заказными письмами газеты с решением о назначении выборов. Однако председатель Горизбиркома Александр Гнетов взял на почте справку, где говорится, что никаких писем от этих комиссий в ГИК не приходило…
Все описанное, тем не менее, не помешало судам признать назначение выборов в "Красненькой речке" и "Петровском" абсолютно законным. Они опирались на представленные экземпляры газет и показания свидетелей о том, что эти газеты распространялись. При этом
заявление в суд, поданное относительно законности выборов в "Петровском", четко вписывается в "штрейкбрехерский процесс", единственная цель которого — не допустить подачи аналогичных исков со стороны других лиц.
Иск был подан еще 28 июля (когда, напомним, общественность не знала о проведении выборов), рассмотрен уже 29 июля (!), причем в отсутствие заявительницы, которая специально об этом просила. Естественно, о данном заседании суда тоже никто, кроме участников (точнее соучастников) комбинации, не знал. А таинственная заявительница Сикоева, по неподтвержденным данным, работающая в администрации одного из муниципалитетов, после этого немедленно ушла в отпуск до конца августа, избегая неприятных вопросов со стороны журналистов. Что касается "нужных" свидетельских показаний, то они (особенно когда в этом заинтересованы власти) организуются крайне просто, а опровергнуть факт распространения почти невозможно.
Сейчас в суды Петербурга поданы новые иски, где оспаривается законность выдвижения Валентины Матвиенко. Но шансы на их удовлетворение, прямо скажем, невелики. В ситуации, где, как говорится в обращении питерских оппозиционеров и гражданских активистов, имеет место "ловкое применение избирательных законов РФ и Санкт-Петербурга, когда вроде бы соблюдается его буква, но уничтожается демократический дух на избирательное право человека". "Мы видим темное облако, состоящее из муниципальных депутатов, членов избиркомов разного уровня, технических сотрудников вроде неизвестного верстальщика сфальсифицированной газеты и прочей публики, вроде депутатов, сложивших разом свои полномочия, или члена муниципальной администрации, предупредительно проигравшей судебный иск к Матвиенко и скрывшейся в отпуск. Вся эта компания близких к власти людей занята тем, чтобы ограничить наши избирательные права и исказить волю избирателей", — отмечается в обращении, под которым собираются подписи на сайте "Демократор" (проблема 5120).
Отметим, что питерские оппозиционеры пытались получить информацию о выборах (тем более что изначально более 50 муниципалитетов заявили о готовности выдвинуть Матвиенко в депутаты). Но она держалась в глубокой тайне. По словам яблочника Анатолия Биниенко, два срока бывшего депутатом в "Красненькой речке", все попытки активистов партии и ее сторонников на протяжении июля узнать, не проводятся ли там выборы, или найти избирательную комиссию успеха не имели. Депутат Госдумы и глава "эсеров" Петербурга Оксана Дмитриева направила письма во все 111 муниципалитетов с просьбой сообщить, не проводятся ли в них выборы. Положительный ответ дали только Ломоносов и Александровская. Ни "Петровский", ни "Красненькая речка" не откликнулись, хотя, по словам депутата ЗакСа от "СР" Олега Нилова, у них на руках находятся заверенные в муниципалитетах копии переданных им писем. А член избиркома "Петровского" от "эсеров" Анатолий Хрипак заявил, что ни по телефону, ни письменно он не был уведомлен о заседании комиссии от 27 июня, на котором назначались выборы. Что также является нарушением закона.
"Яблоко", назвавшее выдвижение губернатора по указанной схеме "фарсом" и "издевательством над смыслом избирательного законодательства", обратилось к президенту и в прокуратуру. Глава партии Сергей Митрохин написал Дмитрию Медведеву, попросив его дать Генпрокуратуре поручение о "проверке законности назначения выборов в округах "Красненькая речка" и "Петровский" и принятии срочных мер по прекращению незаконных избирательных действий". С просьбой об аналогичной проверке к прокурору Петербурга Сергею Зайцеву обратилось и питерское отделение партии. "Эсеры" написали в ЦИК и тоже в Генпрокуратуру, прося отменить назначение "тайных выборов". Но пока никаких ответов от указанных инстанций нет.
Формальные конкуренты у губернатора Матвиенко есть. Это или сложившие полномочия и тут же выдвинувшиеся снова депутаты, или подставные лица, которые должны имитировать наличие "всего политического спектра".
Так, представленные как "эсеры" (и выдвинувшиеся при этом в обоих муниципальных округах) Наталья Сергеева и Анатолий Нечаев не только не выдвинуты "СР", но и не получали от партии положенных по закону справок о партийной принадлежности (без чего ее нельзя указывать в избирательных документах). При этом Сергеева работает гардеробщицей во Дворце творчества юных (бывший Дворец пионеров), а Нечаев — наладчиком машин Октябрьской железной дороги. В "Красненькой речке" баллотируется Александр Кириченко, представленный как член КПРФ. Но коммунисты его не выдвигали, хотя он действительно член их партии. А участвующий в выборах в обоих округах член ЛДПР Анатолий Дукул — помощник депутата ЗакСа от "Единой России" Виталия Милонова.
Что дальше? А дальше выборы, к которым сейчас изо всех сил готовятся питерские власти, напрягая "по полной" все зависящие от них структуры и группы населения. Им нужно не просто избрание Матвиенко депутатом (в том, что это произойдет, никто не сомневается, тем более что конкуренция фактически отсутствует), им нужно, чтобы был показан убедительный результат. А с этим могут возникнуть проблемы.
Отношение к губернатору сейчас таково, что даже "подставные фигуры", выступающие как спарринг-партнеры Матвиенко, будут вызывать у граждан меньшее раздражение, чем она…
Значит, в ход будет пущено все, поскольку слишком многое поставлено на карту. К тому же за этими выборами крайне трудно организовать независимое наблюдение. Наблюдателей могут направить кандидаты, а оппозиционных кандидатов среди участников нет. Одна надежда на журналистов, которые по закону имеют право находиться на избирательных участках в день голосования и присутствовать при подсчете голосов.