Контркультура

Главная // Контркультура // Протестный антракт

Протестный антракт

Политические пьесы не делают революций и не провоцируют реформ

30.05.2011 • Павел Никулин

Сцена из спектакля

В пьесе бывшего сотрудника Фонда эффективной политики Владимира Голышева "Пребиотики" главным персонажем выбран Владимир Путин, а сюжет строится вокруг его отстранения от власти. Появилась пьеса почти случайно. В основу сюжета Голышев положил актуальные политические события: создание комиссии Суркова — Макфола по содействию "перезагрузке", отставку Лужкова, назначение Сергея Собянина и неприглашение на его инаугурацию Путина.

"Путин сам по себе довольно заурядный человек, неброский. Для судьи Бальтазара Гарсона, возможно, он интересен или для Алексея Навального", — говорит драматург.

25 мая в Театре юного зрителя в Ростове-на-Дону в рамках областного фестиваля современной драматургии должна была пройти авторская читка "Пребиотиков", но премьеру отменили. Исполняющему обязанности директора ТЮЗа Александру Близнюку хватило прочитать одну страницу пьесы, чтобы понять, "что это за вещь", и отменить постановку.

Владимир Голышев

О еще не поставленной пьесе прознали на самом верху, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков захотел проверить, законно ли используется образ премьера. Но интерес Пескова не отпугнул зрителей. 27 мая читка пьесы пройдет в Москве, в Политехническом музее.

Путин становится персонажем театральных постановок далеко не в первый раз. В пьесе итальянского драматурга Дарио Фо "Двухголовая аномалия" Путина, посетившего Сильвио Берлускони, убивают террористы, а мозг российского премьера пересаживают итальянскому коллеге. Театр Ганса Отто в германском городе Потсдаме поставил пьесу о дне рождения Путина, куда непрошеным гостем является призрак убитой Анны Политковской.

От европейских коллег не отстают и в России. В 2007 году к 55-летию Путина сразу несколько театров начали подготовку к постановке пьесы "Каникулы президента". Действие разворачивается на таежной заимке, где президент вынужден несколько недель провести в компании "аборигенов".

Эксперимент раньше обогащал искусство, объясняет обилие политики в драматургии Голышев. "Это как пикантный соус к основному блюду. Теперь — одна сплошная аджика. Морда красная, глаза на лоб лезут, но никаких других блюд в театральном меню нынче нет. Мне кажется, совершенно не важно, какие темы у них нынче "в топе": фекалии, виртуальный секс или "кровавая гэбня". Речь идет о "театре (кино) без зрителя". А нет зрителя — нет ничего", — говорит драматург.

По его мнению, подлинная революция в театре произойдет не из-за неиспользования "острых тем", а благодаря выходу театров за пределы своего уютного гетто — туда, где сейчас находятся люди, брошенные художниками на откуп индустрии развлечений.

Спектакли на острые и болезненные для власти темы все же находят зрителей и собирают полные залы. В центре современного искусства "Винзавод" недавно прошла премьера пьесы "Отморозки", поставленная модным режиссером Кириллом Серебренниковым. Инсценировка романа Захара Прилепина "Санькя" стала второй частью дилогии "Смутное время", начатой спектаклем "Околоноля", написанным неким Натаном Дубовицким. В политической тусовке авторство "Околоноля" приписывают первому замглавы администрации президента Владиславу Суркову.

За постановку по этому тексту режиссера поспешили обвинить в лизоблюдстве еще до премьеры. Но после первых показов никто уже так не говорил: режиссер, слегка сместив акценты в литературной основе, обратил воспевающий упадничество роман в атаку на власть имущих.

"Отморозки" — история о политических активистах. Главный герой пьесы Гриша — член организации "Союза созидающих", прототипом которого выступила ныне запрещенная НБП. "Эсэсовцы" — полная противоположность героям "Околоноля". Герои ходят на митинги, бредят революцией, а в конце вообще захватывает здание обладминистрации.

Политика волновала режиссера не всегда, просто в какой-то момент он понял, что текущую ситуацию нужно осмысливать, работать с текстами, которые имеют к ней отношение.

Театр для Серебренникова — последняя зона свободы. Так как театр рассчитан на маленькую аудиторию, им никто особо не интересуется, чем можно пользоваться, чтобы говорить правду, уверен режиссер.

"В театре нет политической цензуры. В Интернете нет цензуры, вот и в театре ее нет. "Интернет и театр — зоны свободные, никто не лезет, можно говорить и делать что хочешь", — говорит Серебренников. Пьесы не спровоцируют реформ, они повлияют на мозги людей, а люди уже начнут думать, размышлять.

С режиссером согласен лидер запрещенной НБП Эдуард Лимонов. Власть, отмечает он, выводы из спектаклей не делает, так что постановки могут повлиять только на сознание частных лиц.

"Может быть, эти пьесы подвигнут людей помогать движению протеста. На "Винзаводе" были и Юмашевы (Татьяна Юмашева — дочка Ельцина, замужем за политиком и журналистом Владимиром Юмашевым — прим. Каспаров.Ru), и бывший глава президентской администрации Александр Волошин, депутаты госдумы. Может быть, постановка повлияет на сознание людей", — считает Лимонов.

О политике говорят и в современном Театре.doc, поставившем спектакль об умершем в "Матросской тишине" Сергее Магнитском "1.18".

Один час и восемнадцать минут — это время, которое консультант инвестиционного фонда Hermitage Capital умирал в камере, пока врачи и надзиратели ничего не предпринимали для его спасения

"Час восемнадцать минут человек умирал, лежа на полу, связанный по рукам и ногам. Намеренно лишенный медицинской помощи. Вот вопрос: человек, надевающий прокурорский мундир, белый халат врача или мантию судьи, лишается ли он способности быть человеком? На сцене появятся те, кто виновны в смерти героя: следователи, судьи, тюремщики, врачи, и мы каждому из них дадим по монологу.

Сцена из спектакля

Мы назовем их настоящие имена и фамилии. Так что они могут прийти в театр и посмотреть на себя", — обещает режиссер спектакля Михаил Угаров. Правда, он не уверен, что спектакль сможет повлиять, например, на реформу ФСИН.

Вряд ли современные российские постановки на политические темы повторят успех "Немой из Портичи". Премьера оперы прошла во Франции сразу после Июльской революции, восстания 1830 года против действующей монархии во Франции. В том же году "Немую" поставили в брюссельском театре.

В пятом акте оперы один из героев со сцены произнес фразу: "К оружию". Эти слова прозвучали как сигнал к восстанию.

В городе прошли беспорядки, ставшие сигналом Бельгийской революции. Благодаря революции Бельгия вышла из состава нидерландского королевства и получила независимость.

В России политические пьесы пока далеки от того, чтобы провоцировать революции или инициировать реформы. Вряд ли из зрительного зала люди пойдут маршем на Кремль. Получив вторую жизнь в стенах театра, истории про Магнитского и "Марши несогласных" пока только напоминают людям, в какой стране они на самом деле живут, заменив несколько часов далекого от действительности и потому приятного зрелища порцией отрезвляющей реальности.

Об авторе:

Павел Никулин