В будущем году планируется повышение единого социального налога, налога на добычу полезных ископаемых, акцизов на различные виды товаров. Таким образом планируется покрыть растущий дефицит бюджета. Власть активно ищет источники пополнения бюджета и готова выслушать предложения. На недавно состоявшемся круглом столе на этот счет высказались эксперты. Мы попросили одного из них, известного экономиста Михаила Хазина, прокомментировать итоги круглого стола.
— Михаил Леонидович, насколько, на ваш взгляд, тема наполняемости бюджета актуальна?
— Очень актуальна. При этом надо четко понимать, что Минфин не может прямо сказать, что у нас в стране экономический кризис. Есть вещи, которые чиновник не вправе делать. Минфин исходит из официальных трактовок экономического развития, которые делают Минэкономразвития и Росстат, а они обещают рост. В реальности надо иметь в виду, что показатели инфляции занижены. Экономический рост ниже, чем заявляют органы статистики. К тому же рост полностью базируется на мировых ценах на нефть. Если мировые цены будут падать, начнутся серьезные проблемы. Это вслух Минфин сказать не может, но к этому сценарию он готовится.
— А вы можете говорить прямо, что нас ждет?
— Да, я считаю, что экономическая ситуация будет ухудшаться. Я говорю это прямым текстом.
— Как, по-вашему, прибегнет ли власть к предлагаемым экспертами мерам пополнения бюджета: введению налога на недвижимость, прогрессивной шкалы подоходного налога и к противодействию офшорным схемам?
— Ситуация такова. У нас капиталистическое государство, которое выражает интересы капиталистов. Капиталисты не заинтересованы в реализации этих мер, поэтому пока не станет совсем плохо, власти ничего делать не будут. Как только станет плохо, то нам Минфин уже предъявит готовые решения по тому, как это дело прикрыть. Капиталистам будет сказано: ребята, поскольку кризис, то вам придется немного ужаться. Чем сильнее кризис, тем больше их заставят ужиматься. Сейчас мы обсуждаем вероятные сценарии негативного развития и то, что можно в этом случае сделать, как закрыть бюджетную дыру.
— Кого конкретно это коснется? Тех, кто использует офшорные схемы для ухода от налогов?
— Этим занимаются все, в том числе и государственные компании. Современная налоговая система не дает бизнесу возможности нормально развиваться. Она вообще запрещает высокотехнологичное производство. Уходят от налогов все. Систему надо менять, но для этого необходимо политическое решение. Власти в принципе не любят принимать каких-то решений до тех пор, пока нет прямых угроз. В их понимании пока угроз нет. Но как только появится угроза для политического режима, решение будет принято. А в условиях кризиса она, безусловно, появится. Наша задача подготовить предложения, чтобы их можно было принять быстро.
— Как вы считаете, выборный сезон 2011–2012 годов пройдет для страны без потрясений?
— С моей точки зрения, экономические потрясения будут точно. Вопрос в том, вызовут ли они политические потрясения. Это зависит от качества нашей элиты.
— Но вы же знаете это качество. Так каковы ваши оценки?
— Что вы хотите, чтобы я сказал? Что они органически неспособны принимать осмысленные решения? Ну хорошо, не способны. Вот поэтому будет политический кризис. Он уже начался.
— В чем вы видите проявление этого кризиса?
— В избиении Олега Кашина. Это начало предвыборной кампании.
— Кто ее начал?
— Я не хочу комментировать политические вопросы. Я не занимаюсь политикой.
— А как вы относитесь к тому, что ваш коллега экономист Михаил Делягин активно занимается политикой и даже возглавил партию?
— Это его выбор.