В начале девяностых годов демократическое движение, родившееся на стихийной волне общественной активности, одержало временную победу над бюрократией. К началу нулевых бюрократия полностью отвоевала свои позиции: восстановила свою власть и самодостаточность, стала главной политической силой, избавилась от досадной необходимости оглядываться на избирателей и занялась обеспечением собственных интересов, не имеющих ничего общего с интересами страны и граждан. Самостоятельные депутаты, независимые эксперты, реальные, а не бутафорские общественные советы стали для нее помехой. Демократические политические организации, вынужденные снова перейти в оппозицию, перестали быть социальными лифтами.
Демократические преобразования остановились на полпути. И это отразилось на всех сферах жизни.
Возьмем жилищно-коммунальную реформу, которая самым непосредственным образом затрагивает интересы буквально каждого. В начале девяностых был сделан колоссальный шаг вперед — произошла приватизации жилья, в ней приняло участие 80 процентов населения! Примерно треть национального достояния перешла в собственность граждан. К 2005 году пришло время для следующих шагов: надо отдать гражданам не только квартиры, но и общее имущество многоквартирного дома, и землю. Однако
власти мошеннически распродают не принадлежащие им технические помещения и вызывающе нагло нарушают земельные права граждан
(согласно постановлению российского правительства до 1 июля 2008 года земельные участки при многоквартирных домах должны были быть переданы гражданам, однако постановление не выполнено — переданных гражданам участков единицы).
Государство отказывается от своих обязательств по капитальному ремонту жилья, принятых в начале девяностых. Деньги, которые выделены из бюджета на капитальный ремонт, московские власти не отдают гражданам, а "осваивают" через придворные фирмы. Реорганизация управления домами выродилась в массовую фальсификацию решений граждан по выбору управляющих организаций, в саботаж передачи гражданам необходимой для управления документации, в бесконтрольное акционирование государственных предприятий в жилищной сфере, в создание тысяч "липовых" ТСЖ и захват реальных ТСЖ, радеющих об интересах граждан.
Программы строительства и реконструкции жилья ориентированы не на права собственника жилья и земли, а на изъятие собственности.
Власти стали главным нарушителем законов и гражданских прав. Задача защищать права граждан на жилье, имущество, благоприятную среду обитания, историческое наследие ложится на гражданское общество, которое с начала девяностых тоже прошло через сложную эволюцию. Колоссальная общественная энергия, уходившая на выживание, на "переваривание" лавины новой информации, на адаптацию к реформам, на смену специальностей (из филологов в челноки, из технарей в юристы, из чекистов в банкиры), на освоение открывающегося внешнего мира, на покупку первого в жизни автомобиля, постепенно высвободилась. Новое стало привычным, и оказалось, что есть проблемы, с которыми власти справиться не могут или не хотят.
Большинство этих проблем касается всех непосредственно. Возьмем жилье и город. Это транспортные пробки, съедающие пятую часть вашего дневного времени. Это жилищные расходы, съедающие все большую часть вашего семейного бюджета.
Растет желание спросить: "Где деньги, ДЕЗ?". А ДЕЗ-то, оказывается, уже не ДЕЗ, а ООО "ДЕЗ". Впереди маячат плата за капремонт и за аренду земельного участка под домом. Неожиданно выясняется, что в доме создано ТСЖ, причем "в правление избраны" трое: какой-то районный начальник, покойник и человек, давно уехавший за рубеж… В том же ряду — снос гаража в ГСК, построенного еще вашим отцом. Проблемы с детским садом, поборы в школе, а ваше здоровье вообще никого не интересует. Новый слух: ваше жилье снесут как "некомфортное", а вас переселят неизвестно куда и когда. Да и город жалко, в котором вырос, — всюду торчат кукиши "лужковского барокко".
Граждане предпочитают заниматься своим профессиональным делом и семьей и не мечтают "переквалифицироваться в управдомы". Но жизнь заставляет. Оказывается, как собственник, гражданин обязан позаботиться о содержании своего жилья. Если он решит организовать "жилищное самоуправление", то обречен на мытарства. Пройдя все круги бюрократического ада — от клерка в ГУИСе до префекта и Мосгорсуда, — гражданин заканчивает первый курс своего политического университета и приходит к выводу, что проявлять инициативу, пытаться решать вопросы с этой властью все-таки приходится. Но вопросов таких больше, чем лет вашей жизни, и больше, чем активных людей в доме. И с теми же проблемами, с тою же бюрократией бьются люди в соседнем доме, в соседнем микрорайоне, районе… во всей России. Надо объединить усилия!
Вы находите гражданскую организацию, которой, оказывается, ваши проблемы и все эти бюрократические выкрутасы давно знакомы. Там вас не спрашивают, какой идеологии вы придерживаетесь — левой, правой или никакой, потому что важно совместно делать дело. Там вам объясняют, что и как надо делать в вашем доме и округе, знакомят с людьми, которые уже продвинулись дальше вас. И вы продвигаетесь на еще один важный шаг. Но — не более… Зато вы заканчиваете второй курс своего политического университета: убеждаетесь, что ваши вроде бы частные проблемы упираются в вопросы власти, собственности и огромных денег, в общем, в политику. Что пока в районе нет полномочной выборной власти, ответственной перед избирателями именно своего района (местного самоуправления), пока Москвой управляет супруг олигарха и его карманная городская дума, вы свои проблемы не решите.
Демократическое движение должно работать в первую очередь на людей: что-то важное удастся сделать, массовым давлением заставив власти слегка поступиться своими интересами. Как, например, осенью прошлого года жители Гагаринского района заставили учесть их требования в проекте Правил землепользования и застройки. Одновременно пробивает дорогу понимание необходимости политических перемен. Попробуем заглянуть еще дальше.
Власть делает все, чтобы приблизить собственное крушение, и рано или поздно она рухнет. А кто будет управлять районом, городом?
Или опять победившему народу, за неимением своих кадров, придется "кликать на царство" лужковых, за которыми придут батурины? Нет уж, хватит! Но это значит, что сегодня надо готовить квалифицированные кадры некоррумпированных управленцев.
Только совместными усилиями правые с левыми могут победить бюрократию — завершить наконец в России буржуазно-ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ революцию. Совместные усилия не означают ни слияния, ни отказа от своей идеологии. И пусть свой выбор — больше социализма или больше капитализма – народ сделает потом, в демократических условиях. На этом пути революция имеет шанс быть бескровной, потому что против совместных действий правых и левых бюрократия бессильна. Есть даже надежда обойтись эволюцией — без революции, без разрушения существующих институтов государства, без связанных с этим "издержек". В любом случае после победы левым и правым предстоит чрезвычайно сложный и рискованный этап парламентского взаимодействия. Готовиться к этому надо сейчас.
Демократические организации должны обратить внимание на насущные практические проблемы населения, помогать людям в решении этих проблем,
нацелить на это каждого своего участника, пополнять ряды людьми, которые уже зарекомендовали себя в этой работе, и таким образом укреплять свои структуры и набирать политический вес.