В стране уже неделю развивается скандал с повышением транспортного налога. Сначала
депутаты от "Единой России" предложили ставку данного налога индексировать, кстати сказать, вместе с аналогичными налогами:
на пиво, алкоголь, некоторые госпошлины, которые также повышались в последнее время. Объединяет эти виды налогов то, что доход с них зачисляется в региональные бюджеты. Смысл реформы был в том, чтобы не только поднять ставки налога в абсолютных цифрах, но и предоставить законодательным собраниям регионов право увеличения базовой ставки в десять, а не в пять раз, как сейчас.
В конце минувшей недели "ЕдРо" в гордом одиночестве, поносимое автомобилистами и примкнувшей к ней парламентской "оппозицией", утвердило закон. Наиболее ретивые автомобилисты даже начали проводить акции протеста, а в народе росло глухое недовольство "этими в Москве".
И тут случилось неожиданное. В понедельник в администрации президента прошло совещание, итогом которого стало решение отклонить поправки о повышении транспортного налога, уже одобренные Госдумой, что и сделал Совет Федерации.
Депутаты "Единой России" принародно повинились,
устами своих руководителей заявив, что не рассмотрели дьявола в деталях законопроекта.
Что же произошло на самом деле?
Если не впадать в общий раж обвинений "Единой России" в сервильности по отношению к власти (неужели в этом кто-то до сих пор сомневался?), а попытаться проанализировать ситуацию, то получается буквально следующее.
Лежащая на поверхности версия – назад отыграли из-за "либерального" обращения президента Дмитрия Медведева Федеральному собранию, где глава государства призвал налоговое бремя сокращать и сокращать. Депутатам и лично лидеру "Единой России" Борису Грызлову за инициативу поднять транспортный налог в 10 раз сразу после обращения Медведева дали по шапке так сильно, что выглядели они, эти депутаты от "партии власти", в минувший вторник весьма бледно. А на Грызлова и вовсе смотреть было невозможно – казалось, что этот человечище с железной психикой и непроницаемым лицом пережил сердечный удар.
Но тогда получается, что вроде бы всесильный Кремль до конца внутреннюю политику не контролирует, или, по крайней мере, правящая элита не так уж и монолитна,
раз позволяет себе не прислушиваться к очевидному сигналу свыше. Или Медведев с Путиным, а точнее, их аппараты, уже начали драться друг с другом за власть в открытую?
Вторая версия – федеральная власть в очередной раз перевела стрелки ответственности за кризис на регионалов. Мы, мол, за народ радеем, а выбранные вами на местах депутаты позволяют себе такое, да еще под носом у президента, милостиво согласного на уменьшение налогового бремени. Тут надо отметить, что региональные бюджеты в плане доходных статей и так урезаны, что называется, под самый корешок. Например, летом нынешнего года у оставшихся на плаву областей и республик отняли в пользу федерального бюджета даже последние 5 процентов налога на добычу полезных ископаемых, зачислявшиеся в казну регионального уровня. То есть
с точки зрения межбюджетных отношений мера по повышению транспортного налога выглядела не так уж и странно.
Самая смешная версия – чиновники не захотели платить за собственные мощные машины по 50–100 тысяч рублей в год, как выходило по новому закону. Можно улыбаться, но власть имущие в современной России радеют прежде всего о своих карманах. И разорительные налоги на роскошь им совершенно ни к чему.
Но в любом случае власть, по большому счету, обманула автомобилистов. Да, в десять раз задрать выплаты за пользование автомобилем не дали, зато теперь ничтоже сумняшеся возможно индексировать налог в пять раз и поднимать цены на бензин в угоду близким региональному или федеральному руководству операторам топливного рынка.
Уже пошли разговоры об увеличении цен на бензин в связи с непринятием нового закона.
А в ответ на все стенания владельцев личного автотранспорта будут резонно возражать: мы, мол, не дали "региональным баронам" права индексировать ставку в десять раз. Тоже неплохая пиар-технология заглушки недовольства. Заодно можно отвлечь внимание людей и от продавливаемого законопроекта о платных безальтернативных дорогах. Беспроигрышный вариант.