21 сентября депутаты вновь избранной, пятой по счету Московской городской думы вступили в свои полномочия. На верность столице в интерьерах Петровского путевого дворца присягнули 35 народных избранников, которые поклялись блюсти законность, работать во благо процветания города и благополучия его жителей; 32 депутата из "Единой России" присягнули, что называется, не моргнув глазом. Вал доказательных обвинений в полной фальсификации выборов в Мосгордуму, проведенных, как в одной из северокавказских республик, не смог испортить праздничного настроения собравшихся.
Несколько затерявшиеся сначала на фоне общего "праздника жизни" три депутата от КПРФ также подошли к присяге и как ни в чем не бывало последовали примеру коллег по законодательному органу от партии власти.
После торжеств московские единороссы были настолько снисходительны к малочисленным представителям системной оппозиции, что лидер фракции КПРФ в Мосгордуме Николай Губенко был утвержден в должности вице-спикера вместе с главой фракции "Единая Россия" Андреем Метельским. А депутату-коммунисту Вадиму Кумину предложили возглавить вновь образованную комиссию по науке и промышленной политике. Напомним, что
в предыдущей Московской думе коммунисты столь высоких постов не занимали.
В тот же день, по данным моих источников в КПРФ, партийное руководство решило вернуться в Госдуму насовсем, а не только для обсуждения федерального бюджета 2010 года, решение по которому, как известно, от коммунистов не зависит. При этом многие из депутатов были против такого решения. Протестные настроения сильны и среди активистов на местах, даже на уровне секретарей райкомов партии. Общее настроение: "Нас сдают. Договариваться в такой момент с Кремлем — это позор".
Революции в очередной раз не получилось. Высшая партийная верхушка подчинилась Кремлю. По сведениям источников, близких к переговорному процессу с федералами, коммунистов "довольно быстро прогнул Сурков".
Можно бесконечно рассуждать о соглашательской природе Зюганова со товарищи, мы это видим на протяжении по крайней мере последних 13 лет, но символический смысл демарша КПРФ как раз в том и заключался, что при всей чистоте политической поляны в современной России кто-то из "системщиков" отважился протестовать по-настоящему на уровне высшего законодательного органа власти.
Конечно, свою роль в публичном уходе из зала заседаний Госдумы депутатов сразу трех фракций сыграло невыполнение Кремлем каких-то обязательств и договоренностей перед партиями в рамках выборов 11 октября. И частично
демарш являлся прямым обращением к верховным правителям России:
смотрите, ваши подчиненные нас подставили. Один из политтехнологов, причастный к прошедшим региональным выборам, прокомментировал мне эту ситуацию. Он сказал: "Договариваться и пилить стараются все".
Если от "Справедливой России" и тем более от ЛДПР было трудно ждать стойкости в первом за четыре года открытом конфликте исполнительной и законодательной ветвей власти, то коммунистическая партия — другое дело.
КПРФ — единственная зарегистрированная политическая партия в стране, у которой на уровне первичных ячеек и региональных отделений есть реально оппозиционные активисты,
готовые бороться с антинародным путинско-медведевским режимом. Вот кто в первую очередь поддержал коллег из Госдумы и приободрился, поняв, что партия может и не быть исключительно грушей для битья со стороны власти.
Но в коммунистической партии панически боятся дальнейших расколов, принося в угоду сохранению структуры и легальному положению всю оппозиционность "первичек". В конце концов, тактика выживания организации при явном преимуществе одного из политических противников — тоже неплохая тактика. А партийная дисциплина — не последнее слово для рядового члена КПРФ. О мотивации руководителей российских коммунистов мы не говорим, тут все, кажется, понятно.
Однако сегодня очевидно, что
ситуация с сохранением КПРФ как общественно-политической организации вошла в противоречие с сохранением актива самих оппозиционных партийцев.
Есть ли в этом тонкий расчет кремлевских кукловодов или общее следствие деградации политической системы страны, до конца непонятно.
Высшее руководство партии после возвращения фракции в Госдуму и согласия быть статистами в Мосгордуме ничего не потеряет, а вот активисты на местах получили сигнал, что их мнение не будет учитываться даже в случае массового недовольства действиями власти и готовности бороться далее сообща. Вас уже предали. Так что же теперь терять рядовым коммунистам?
Товарищи, в самом деле, может, хватить унижаться? Разворачивайте орудия, пока не поздно. Огонь по штабам!