Кремлевская тревога оказалась напрасной: Россию не лишат полномочий в Парламентской ассамблее Совета Европы. Комиссия по мониторингу подготовила проект, который позволяет российской делегации ни о чем на сей счет не волноваться. По мнению авторов проекта, требования ПАСЕ (которые Россия, как известно, отказывается выполнять) обращены к российским властям, на политику которых члены делегации России в ПАСЕ не имеют возможности повлиять. А потому российские парламентарии не должны расплачиваться за поведение Кремля.
Определенная логика в этом, конечно, есть: не только члены российской делегации (направленные Госдумой и Советом Федерации) не влияют на политику Кремля, на нее не влияет и весь российский парламент вместе взятый, ибо он нынче представляет собой не более чем отдел законодательной штамповки предложений президентской администрации и правительства. Чего уж говорить о делегатах в ПАСЕ… И все же
решение ПАСЕ — откровенное признание этого уважаемого органа в собственной трусости и неспособности разговаривать с путинским режимом на единственном языке, который он понимает, — на языке силы.
Предыстория такова: 72 члена ПАСЕ из различных государств выступили с предложением лишить Москву полномочий в Страсбурге из-за ее позиции по ситуации в Южной Осетии, а также в связи с признанием Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Не раз и не два ПАСЕ принимала резолюции, требуя от Кремля аннулировать признание независимости Абхазии и Южной Осетии, констатируя незаконность создания российских военных баз на этих территориях; вывода российских войск из районов Ахалгори, Переви, Верхней Абхазии; сокращения военного присутствия в регионе до доконфликтного уровня; допуска туда международных наблюдателей и обеспечения возвращения грузинских беженцев. Ни одно из этих требований не было выполнено, более того, российские власти заявляли, что и не собираются их выполнять и что такова "новая реальность", с которой Европа должна считаться.
Узнав о появлении коллективного требования лишить российскую делегацию полномочий, глава делегации Константин Косачев пригрозил, что в этом случае они покинут Страсбург в полном составе и не вернутся, пока это решение не будет пересмотрено. То есть хлопнут дверью.
Казалось бы, скатертью дорожка? Но нет, 29 сентября ПАСЕ приняла резолюцию "Война между Грузией и Россией: год спустя", где еще раз повторила требования о допуске наблюдателей, выразила "озабоченность сохраняющимся напряжением и провокациями вдоль административных границ Южной Осетии и Абхазии, которые могут лишь дестабилизировать регион в целом", и отказалась еще раз потребовать от России отозвать свое решение о признании независимости республик. Ранее был
обнародован доклад Международной независимой комиссии по расследованию конфликта на Южном Кавказе, из которого российские представители смогли надергать удобные для себя фрагменты, после чего заявили, что наконец-то миру сообщено, что именно Грузия была агрессором.
Между тем в докладе отмечается, что силовой ответ России, чьи танки и самолеты атаковали множество объектов на внушительной части Грузии, даже отдаленно не соответствовал уровню грузинской угрозы для российских миротворцев в этом регионе, и потому военные действия России за пределами Южной Осетии также совершались в нарушение международных законов; что грузинское население в Южной Осетии подвергалось этническим чисткам (при этом, правда, не сообщается, кто их проводил, хотя ответ очевиден: или российские оккупационные войска, или югоосетинские бандиты).
О мифическом "геноциде в отношении осетин" (выдуманном Россией, не способной, впрочем, предъявить никаких доказательств) в докладе не говорится ни слова.
Далее там сказано — о чем умалчивают официозные российские СМИ, — что нет никаких доказательств гибели российских миротворцев (при этом назвать их миротворцами нельзя просто потому, что они занимались чем угодно, но не поддержанием мира — Б.В.). А еще сказано — и об этом тоже не услышать по Первому каналу, РТР и НТВ, — что паспортизация, которую проводила Россия в Южной Осетии и Абхазии, противоречит принципам и нормам международного права, и потому не было там никаких "российских граждан", которых Россия якобы имела право защищать…
Тем не менее при голосовании за резолюцию ПАСЕ отказалась принять поправку, согласно которой, в случае если Россия не выполнит требование Ассамблеи до следующей (январской) сессии, будет вновь поднят вопрос о полномочиях делегации нашей страны. После чего в комитет министров СЕ направят запрос о приостановлении членства России в данной организации. Однако за принятие этой поправки проголосовали 40 депутатов ПАСЕ против 83.
И хотя в резолюцию вошло утверждение о том, что "несоблюдение Россией требований ПАСЕ свидетельствует об отсутствии у нее политической воли устранить последствия войны так, как это подобает государству — члену Совета Европы", это не изменило общий характер документа и политики ПАСЕ в данном вопросе.
Ждать в этих условиях, что ПАСЕ лишит российскую делегацию полномочий, могли только отчаянные оптимисты. Между тем это был бы чрезвычайно полезный шаг — он заставил бы Москву очнуться от эйфории безнаказанности, которую она испытывает.
Но сперва Обама отказывается от размещения ПРО в Европе, демонстрируя Москве собственную слабость (о чем, впрочем, автор предупреждал еще до выборов президента США, полагая, что куда лучше с точки зрения приведения Кремля в адекватное состояние был бы Маккейн), а затем ПАСЕ не решается выставить российскую делегацию за дверь.
Увы, вместо того чтобы адекватно отвечать на циничный отказ властей нашей страны исполнять решения Ассамблеи лишением полномочий российской делегации,
ПАСЕ предпочитает спрятать голову в песок и в который раз "дать России шанс" добровольно выполнить указанные решения.
Напрасные надежды. Хулиган, который слышит в ответ лишь ласковые увещевания и просьбы "больше так не делать", распоясывается и наглеет еще больше.
Не получив от ПАСЕ необходимый отпор, Кремль убедился, что может себе позволить и дальше делать все, что считает нужным. И не только на Кавказе. Что если завтра "защитой российских граждан" (с предварительно выданными паспортами) озаботятся в Крыму? Или в Эстонии? А Европа ответит лишь очередной резолюцией, которой в Кремле демонстративно подотрутся?