По поводу

Главная // По поводу // Политическая микробиология

Политическая микробиология

Выборы-2012: Медведева и Путина не интересует мнение избирателей

22.09.2009 • Борис Вишневский

Медведев и Путин. Фото www.yuga.ru

За два с половиной года до президентских выборов-2012 один из руководителей "мозгового центра" Дмитрия Медведева — Института современного развития — Игорь Юргенс выступил с неожиданным предложением: организовать на этих выборах "открытое и прозрачное соревнование" между Медведевым и Путиным, которое поможет избежать появления "несистемных" претендентов.

Мол, "люди, друг друга уважающие, которые стали бы бороться на выборах без поиска каких-то гадостей в биографиях друг друга, основываясь только на противостоянии политическом, на соперничестве двух доктрин". Каких доктрин? Консерваторов-государственников, сторонников Путина, и либералов, сторонников Медведева, — соотношение сил Юргенс оценил как 70 к 30. Чтобы "снять абсолютно неконституционное понимание того, о чем Медведев и Путин пытаются договориться", пусть они выдвинутся во главе соответствующих партий. И тогда "все будет честно, понятно, и выборы, если они пройдут честно и транспарентно, выявят, кто из них лидер, на какое время, и начнет реализовываться правильная конкурентная модель". Если же Путин без всякого соревнования выдвинется в 2012 году и будет править еще два срока, то его преемник, по мнению господина Юргенса, будет избран лишь в 2024 году, когда Путину будет почти 72 года. И это уже будет похоже на брежневские времена, которые Юргенс, бывший профсоюзный чиновник советской эпохи, конечно же, прекрасно помнит…

Комментарии последовали немедленно: член правления ИНСОРа Евгений Гонтмахер заявил, что Юргенс высказал не только личное мнение, но и позицию некоторой части элиты — в меньшей степени бюрократии, в большей — бизнеса и экспертного сообщества. Секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев заявил, что

соревнование команд уже началось и что в этом соревновании коммунисты предпочитают Медведева, который ставит привлекательные задачи:

модернизация, либерализация, омоложение кадров, борьба с коррупцией. Кто-то из комментаторов заявил, что сторонники Медведева, мол, пытаются не допустить Путина на выборы-2012. И так далее.

Между тем все эти рассуждения — от лукавого. Соревнование команд, скорее всего, имеет место — как соревнование любых бюрократических структур, которые распоряжаются одними и теми же ресурсами. А

соревнование лидеров места не имеет. Хотя надежды были:

полтора года назад автор, как и многие, полагал, что системный конфликт между двумя "царями" неизбежен и он закончится отставкой одного из них.

Или конфликт не случился, или был погашен в зародыше, но "младшему царю" популярно объяснили, что его президентский контракт не предусматривает никаких публичных столкновений со "старшим". Никакой публичной критики. И, отвечая на все вопросы, он должен (как намедни для канала Си-эн-эн) неизменно подчеркивать, с одной стороны, свою должность главы государства, то есть первого лица в стране, а с другой — полное единодушие с премьером и эффективное разделение обязанностей. Вот Дмитрий Анатольевич и заявляет, что ему "комфортно работать с Путиным" и что он не собирается демонстрировать свою президентскую самостоятельность, снимая правительство. Мол, "желание тасовать правительство, как это делали некоторые мои коллеги в 90-е годы, когда правительство менялось каждые полгода, если это признак полновластности и демократии, то это не мой выбор"…

Во-первых, непонятно, почему президент употребляет множественное число, ведь "коллега" в 90-е годы у него был только один — Борис Ельцин. И, кстати, именно одна из его "перетасовок" в августе 1999-го вывела на первые роли в стране доселе неприметного подполковника КГБ Владимира Путина.

А во-вторых, Ельцин "тасовал" правительство, как правило, за мнимые грехи (при этом мало кто мог понять причины тех или иных кадровых решений), а "грехи" правительства Путина очевидны: с кризисом оно не справляется.

"Неэффективная экономика, полусоветская социальная сфера, неокрепшая демократия, негативные демографические тенденции, нестабильный Кавказ". Кто дает такой неутешительный диагноз положению дел в стране? Явлинский? Касьянов? Рыжков? Митрохин? Немцов? Каспаров? Буковский? Лимонов? Да нет, президент Медведев — в небезызвестной статье в Газете.Ru. И если верить Владимиру Владимировичу в том, что в "его время" мы имели большие экономические и социальные успехи и добились стабильности на Кавказе, то неумолимо приходишь к выводу о том, что все это великолепие рухнуло как карточный домик за последние полтора года, то есть при Путине-премьере. И было бы вполне логично, если программная статья, указывающая России путь вперед, начиналась бы словами "сегодня я подписал указ об отставке Владимира Владимировича Путина с поста председателя правительства Российской Федерации". Но куда там…

Можно, конечно, — чем многие и занимаются — выискивать, что называется, под микроскопом различия в позициях дуумвиров и гадать, какой великий смысл заложен в том или ином поступке. Но это, как заметил, выступая на радио "Свобода", Григорий Явлинский, "политическая микробиология": и

Медведев и Путин проводят один и тот же общий курс.

Медведев постоянно произносит что-то либеральное? Так и Путин в начале своего правления не скупился на подобные слова (кто не верит, пусть перечитает его первые послания). А в главном они абсолютно едины: и в оправдании российской агрессии против Грузии, и в поддержке иранского режима (не говоря уже о режиме Кадырова-младшего), и в ненависти по отношению к властям Украины, и в "антиамериканизме", и в яростном нежелании изменить политическую систему страны, и в поиске врагов, якобы окружающих Россию со всех сторон. При этом всем понятно: все принципиальные решения принимает вовсе не президент. Он лишь царствует, но не правит.

"Полтора года Гонтмахер, а с ним и вся прогрессивная либеральная общественность вынашивали нелепый план медведевской оттепели при живом Путине. Как будто можно представить себе Хрущева, делающего доклад на XX съезде при товарище Сталине, не упакованном еще надежно в Мавзолее, а меланхолически попыхивающем трубкой в первом ряду президиума", — издевается мой друг и коллега по "Яблоку" Андрей Пионтковский. В самом деле, надеяться сегодня на оттепель — все равно что надеяться, что кукла вдруг начнет двигаться не так, как этого хочет кукловод.

Рассчитывать в этой ситуации на то, что в 2012 году Медведев и Путин будут друг с другом "открыто и прозрачно" конкурировать за президентство, значит тешить себя иллюзиями. Они уже нам все объяснили: что

они "люди одной крови" и что они сядут и договорятся, кто будет править страной следующие 12 лет. О чем нам потом и сообщат.

Опрокинуть эти планы можем только мы, если решительно откажемся с ними обоими "договариваться".

Об авторе:

Борис Вишневский

Политолог, публицист, политический обозреватель "Новой газеты", эксперт в области избирательного законодательства, организации государственной власти и местного самоуправления. Родился 15 октября 1955 года в Ленинграде. Два высших образования – "Теория управления" (1978), "Государственное и муниципальное...