Президент Дмитрий Медведев опубликовал большую статью в независимой прессе. Текст, появившийся на страницах Газеты.Ru, не мог не вызвать повышенного интереса общественности. В нем Дмитрий Медведев критикует сложившуюся в России политическую и экономическую систему и призывает граждан совместно с ним, президентом, строить светлое будущее.
Владимир Милов, член бюро движения "Солидарность":
— Подобные тексты выходят из-под пера правящей элиты с пугающей регулярностью. Но я бы хотел увидеть дела, а не слышать слова. Слов за те 10 лет, пока существует нынешний режим, при котором господин Медведев всегда занимал руководящие посты, сказано немало. Нужны действия:
отставка Владимира Путина,
реальные шаги по демократизации общества, изменению структуры экономики.
Медведеву пора прекратить оценивать все многочисленные проблемы, которые существуют в нашей стране как наследство каких-то прошлых эпох. Они во многом являются результатом деятельности властей в последние 10 лет. Без критического отношения к себе, без ревизии своей деятельности невозможно серьезное продвижение вперед.
Илья Пономарев, депутат Госдумы от "Справедливой России":
— Я считаю, что Медведев сделает модернизацию, технологический прорыв России коньком своего послания к Федеральному собранию, которое он планирует обнародовать в октябре. Однако сегодня эти планы требуют больших перемен на уровне исполнительной власти. Но мы все — люди, заинтересованные в том, чтобы воплотить эти планы в жизнь, разочарованы тем, что не увидели в статье критики в адрес правительства. Наоборот, президент сделал некоторые реверансы в адрес премьера: дескать, политическую систему мы будем менять, но постепенно. А ведь идеи Медведева по модернизации экономики и действия правительства перпендикуляры.
Сегодня главный тормоз модернизации — это правительство Путина.
Например, министр финансов Алексей Кудрин считает, что модернизация в России невозможна, потому что одни все украдут, а другие не понимают, как и что надо делать.
Не думаю, что Медведев решится на радикальные перемены в правительстве, по всей видимости, это было условием его прихода к власти, но ко второму сроку у него руки будут развязаны, к этому времени он создаст параллельные структуры, в том числе и мощные аналитические центры. Думаю, что Путин больше не будет баллотироваться в президенты. Он самый богатый человек в России, у него есть остров в Италии, вот там то он и отдохнет от своих "галер".
Однако борьба между силовым окружением Путина и Медведева будет ожесточенной, угрозы для президента существуют, вплоть до физического насилия. Впрочем, в рамках нынешней Конституции (во многом несовершенной) президент обладает неограниченными возможностями. И находясь на недосягаемой высоте для своих противников, он выйдет победителем.
Борис Немцов, член бюро движения "Солидарность":
— Диагноз президент Медведев поставил верно: сырьевая страна, дикая коррупция, иждивенчество, вымирающее население и отсутствие демократических институтов. Только я не верю, что президент, правильно понимающий все эти проблемы, готов их решать. Если бы он был готов, то была бы отменена цензура, не снимали бы оппозиционных кандидатов с выборов, Лужков не возглавлял бы список "Единой России" на выборах, а предстал бы перед судом.
Президент — не писатель, автор аналитических обзоров в СМИ, а политик.
А в реальности все его действия прямо противоположны тем, о которых он пишет в статье
в Газете.Ru. Медведев покрывает коррупционеров, грудью стоит на защите цензуры, по меньшей мере не вмешивается, когда расправляются с оппозицией, и даже в ситуации на Кавказе его действия выглядят либо ошибочными, как в случае с признанием независимости Южной Осетии и Абхазии, либо беспомощными, как в Ингушетии.
Не верю я президенту!
Глеб Павловский, президент Русского института:
— Статья Медведева — это манифест радикального постепенства. То есть заявлена очень радикальная позиция, изложены принципы и препятствия. Цель названа: модернизация российской демократии. Твердо сказано, что политика не будет отдана людям вчерашнего дня и тем, кто говорит, что все будет прекрасно.
Президент хочет трансформировать, модернизировать путинскую систему, он не хочет от нее отказываться.
Медведев формирует коалицию по проведению модернизации и ее штаб-квартира — Кремль. Медведев додумался первым. Оппозиция слишком долго ждала и упустила свой шанс. Где ее предложения? Медведев говорит о спутниках, которые будут видеть всю территорию страны. Я не слышал ничего определенного в этой связи от Каспарова или Лимонова. Они не могут обещать нам спутников. Политика предполагает конкуренцию, оппозиция может в случае прихода во власть обещать, что она сделает то, другое, третье... Нет этих убедительных картинок. У нее один тезис: "Вы уйдите, а потом мы сделаем..." А некоторые говорят: "Мы вернем в девяностые годы", тогда аудитория вся расходится. Технологическая ошибка. Модернизация до сих пор не осуществлялась, потому что был приоритет другой — приоритет выживания государства.
Медведев — национальный лидер по должности, а лидерство Путина не носит государственного характера, это общественное лидерство, приз симпатии. Если дальнейшие президентство Медведева будет таким же успешным,
то Путин не будет выдвигаться на следующий срок.
Но трудно загадывать.
Алексей Кондауров, бывший депутат Госдумы от КПРФ, член бюро Национальной ассамблеи:
— Тональность статьи и изложение проблем в статье Медведева мне понравились. В целом все, что в ней есть, уже звучало на июльской конференции "Солидарности" "Россия после Путина". Если бы мы знали, что он мыслит точно так же, как мы, мы бы пригласили его на эту конференции. При этом он выглядел бы более радикальным, чем Каспаров. По большому счету это приговор путинской модели политической системы последних лет. Но изменение курса, как он хочет, зависит от его настойчивости, его искренности в этой статье.
Пока же дела мало корреспондируются со словами Медведева. Я бы в них поверил, если бы президент лично сделал шаги в обозначенном им направлении. А именно: первый шаг — антикоррупционный. Медведев, который несколько лет был председателем правления "Газпрома", должен ответить на обвинения, выдвинутые в адрес руководства компании Владимиром Миловым и Борисом Немцовым в докладе "Путин и "Газпром".
Второй шаг — совершенствование судебной системы. Он, а также Путин, Кудрин, Христенко и другие высшие чиновники, должны появиться в суде по делу Ходорковского в качестве свидетелей, как на том настаивает защита. Медведев, если он действительно желает устранить пороки системы, должен отреагировать и на последний доклад Бориса Немцова "Лужков. Итоги", и на заявление левых, которое они подали в Следственный комитет, с требованием проверить деятельность московского мэра, его жены и Владимира Ресина, контролирующих с помощью аффилированных структур 80 процентов строительного рынка. Все это не должно уйти в песок, общество должно получить разъяснения.
Третий шаг.
Президент и его министры должны отказаться от ношения часов, которые стоят миллионы долларов.
В демократических странах никто не позволяет себе щеголять такой атрибутикой. Политик, занимающий высокий пост, не должен выставлять свое богатство напоказ в стране, где 17 процентов населения живут за чертой бедности.
Сергей Ковалев, председатель общества "Мемориал", член правозащитной фракции партии "Яблоко":
— Медведев вполне справедливо сказал, что есть у России проблемы: это экономическая отсталость, это коррупция. Все это прекрасно. Но он не сказал самого главного: когда в государстве, которое претендует на то, чтобы называться демократическим, власть самоназначается, а не избирается, тогда она нелегитимна. И в этом государстве бороться с коррупцией очень трудно, потому что нелегитимная власть — это уже в некотором смысле важный фактор коррупции. И с другими бедами тоже невероятно трудно бороться потому, что
нелегитимная власть озабочена только прочностью своего положения и своими доходами, доходами своих крепких сторонников.
Ну и что может тогда происходить вот в таком государстве, где такая власть? Не могут происходить общественные процессы, направленные на государственную пользу.
Чтобы достигнуть демократии, надо сказать своим избирателям: "Ребята, извините, я не избранный, не заблуждайтесь на этот счет. Но я обещаю, что я буду стараться, чтобы будущий президент избирался свободным волеизъявлением". Но для этого надо сказать, что пока этого нет. Нет у нас выборов. В этом случае Медведев поступил бы честно. Не знаю, сохранился бы его авторитет, а может, и вырос бы.
Я бы, например, стал ему верить. А вы?
Лев Пономарев, исполнительный директор движения "За права человека":
— Возможно, в статье Медведева написано много правильных слов. Но некоторые места выглядят вызывающе. Это некий либерализм под защитой охранки — на ум приходят эти два слова. Либерализм, потому что это вроде как манифест либерала, с одной стороны. А с другой стороны, там есть фразы, которые выдают истинный смысл — этот либерализм будет действовать под контролем спецслужб. В частности, там сказано (имеется в виду в том числе и моя организация), что "обойдемся без грантовых правозащитников". Это, может быть, Медведев обойдется, а вот страна не обойдется.
Мы тысячи людей в России защищаем от покровителей нашего замечательного президента.
Мы защищаем граждан России прежде всего от произвола правоохранителей и будем продолжать это делать. Надеюсь, что за упомянутой фразой не последует немедленная ликвидация нашей организации.
У нас в России не хватает демократии. Это можно сказать определенно. Но слова Медведева — это попытка внедрить в сознание россиян, что нам нужен особый путь, особая демократия и мы идем своим путем. Каждая страна строит демократию своим путем. Это очевидная вещь. И о ней не стоит говорить. Говорить можно только о том, что мы должны, несмотря на то, что у нас есть какие-то издержки, как можно быстрее идти к настоящей демократии. Вот этого в статье не сказано.
А говорить тривиальные вещи, я думаю, президенту не обязательно.
Например, о том, что у нас есть трудности. Да, они у нас есть. Но говорить о том, что "мы не позволим никому нам ускорять процесс, сами будем выбирать путь", значит защищать то отсутствие демократии, которое сейчас есть. Более того, это отход от демократии. Я бы так сказал, что при Медведеве, к сожалению, движение к демократии замедлилось, а не ускорилось.
Валерий Фадеев, главный редактор журнала "Эксперт", директор Института общественного проектирования:
В статье есть очень резкие высказывания. Основная идея Медведева — провести модернизацию равную петровской и большевистской. У нас принято думать, что достаточно принять несколько законов в Государственной думе, и мы победим коррупцию. Принять постановление, и экономика перестанет быть сырьевой. Данная задача совершенно другого масштаба, и Медведев это прекрасно понимает. У нас нет другого выхода, если мы не проведем модернизацию, то мы исчезнем.
Я, конечно, поддерживаю это стремление Медведева.
Но большая часть представителей правящего политического класса будет препятствовать модернизации.
Медведев, как и Петр I, сам принадлежит к этому классу. И сейчас со стороны президента явно слышна угроза расправы над "боярами", которые будут сопротивляться новациям.
А такие "бояре" везде: в правительстве, в регионах.
Например, мы долгое время говорим о модернизации жилищного строительства. А почему? Потому что строительство в основном ведется советскими домостроительными комбинатами, их хозяевами являются какие-то местные князьки, они крышуются самым высоким местным начальством. Например, в Москве владелицей ДСК-3 является госпожа Батурина. Очевидно, что эти люди и те, кто за ними стоит, будут сопротивляться модернизации. Раз есть противники, то должна быть коалиция, двигающая идеи модернизации. И я жду сигнала от Медведева — из кого она будет создана? На мой взгляд, главным участником этой коалиции должен быть бизнес. Он тоже заинтересован в развитии страны, даже такие его представители, как Олег Дерипаска, Сергей Богданчиков, Вагит Алекперов.
Иван Мельников, первый зампред ЦК КПРФ, заместитель председателя Государственной думы:
— Если смотреть конкретно по тексту. Покоробило выражение, что проблемой является "полусоветская социальная сфера". Считаю, что советское содержание в социальной сфере уже давно вытравлено. Это была продуманная цельная система, а система "полу" быть не может. Да и ничего плохого в этой системе не было. Она была лучшая, это общепризнанный факт.
Обратил внимание и на выражение о свободном соревновании открытых политических объединений. Это было особенно интересно прочитать в свете того, что
на днях московские власти сняли все щиты с рекламой газеты "Правда",
хотя все было сделано по законному договору с оплатой услуг. Важный момент — блок о судебной системе, об устранении неправового влияния на судебные акты. Звучит просто и верно, но тут "менталитет" должен менять не только народ, но и сама власть.
Особо важен последний, финальный блок, где речь идет о "ничего не предпринимающих предпринимателях". Очевидно, что речь идет о крупном бизнесе. С оценками президента на счет их паразитирующей роли мы согласны. Но решение видим по-разному. Дмитрий Медведев говорит или с позиций "перевоспитывания", или не объясняет, что означает его фраза "У них нет будущего". Мы же считаем и открыто заявляем, что
класса олигархов вовсе не должно быть.
Этот класс по природе своей хищнический, и он никогда не будет действовать иначе, кроме как высасывать прибыль, не создавая для страны ничего и не делясь с народом".
Гарри Каспаров, лидер ОГФ, член бюро движения "Солидарность" и Национальной ассамблеи:
— Единственное, что интересно в этом тексте, — описание той катастрофической ситуации, в которой оказалась страна. Однако надо понимать, что
Медведев не может ничего изменить в нашей стране в лучшую сторону.
Для того чтобы будущее нашей страны стало таким, каким его расписал, не жалея красок, президент, должны уйти те, кто довел страну до катастрофы. Демократическое и процветающее государство можно построить только без Путина и Медведева.