По поводу

Главная // По поводу // Где Восток, там и рвется

Где Восток, там и рвется

Смена власти в России произойдет так же неожиданно, как и в Японии

02.09.2009 • Виталий Алексеев

Председатель Демократической партии Японии Юкио Хатояма. Фото: http://japandaily.ru

Не прошло и пятидесяти пяти лет после первых демократических выборов в Японии, как там поменялась власть. Либерал-демократы уступили место у руля просто демократам. Теперь рядовые японцы связывают будущее Страны Восходящего Солнца с Юкио Хатоямой, которого СМИ все чаще называют "японским Обамой".

При прежней власти страна пережила и эпоху экономического расцвета, и периоды жесточайших кризисов, последний из которых, по мнению многих экспертов, и привел к краху правительство нынешнего премьер-министра Японии Таро Асо.

Сокрушительное поражение правящей партии дало повод вновь поднять тему Курильских островов, тем более что герой нынешних выборов

Юкио Хатояма является внуком того самого Итиро Хатоямы, который активно налаживал японско-российские отношения и приложил немало усилий, чтобы СССР и Япония в 1956 году подписали Совместную декларацию о восстановлении отношений между двумя государствами.

Ратификация декларации парламентами обеих стран не только положила конец состоянию войны, в котором юридически находились Япония и СССР, но и вселила в японцев надежду на возвращение Японии Курильских островов, поскольку Никита Сергеевич Хрущев предложил в качестве жеста доброй воли после подписания мирного договора передать Японии два спорных острова Курильской гряды: Хабомаи и Шикотан.

Однако в отличие от Крыма, который Хрущев таки подарил Украине, названные острова остались за СССР, поскольку японские власти однозначно увязывали подписание мирного договора с возвращением Японии всей Курильской гряды. Что стало камнем преткновения в отношениях между СССР и Японией на долгие десятилетия, и камень этот был унаследован Российской Федерацией со всеми вытекающими для Японии последствиями.

Например, в период своего президентства Владимир Путин, а совсем недавно и Дмитрий Медведев неоднократно заявляли, что Курилы не являются для России спорной территорией и ни при каких условиях не могут быть переданы Японии.

Итак, выборы в Японии внесли в повестку дня российских властей несколько тревожащих пунктов, а именно:

  1. Единая и монолитная Либерально-демократическая партия одной из ведущих стран Азии, рулившая страной более полувека, терпит поражение в битве с совсем недавно (по политическому времени, конечно) образованной оппозиционной партией демократов.
  2. Одной из главных причин поражения становится экономический кризис, повлекший рост безработицы, снижение доходов населения, банкротство ряда предприятий. Вторая серьезная причина – гипербюрократизация системы управления в стране, приведшая к резкому снижению эффективности власти, оказавшейся неготовой адекватно реагировать на вызовы действительности.
  3. Лидер новой японской власти имеет имидж сторонника расширенного развития японско-российских отношений, готов к компромиссам и вправе ожидать компромиссов от российской стороны. В частности, по вопросу о статусе Курильских островов.

Даже этих трех пунктов достаточно для того, чтобы у ответственных лиц в администрации президента России засосало под ложечкой. Слишком уж много параллелей и перпендикуляров можно провести между ситуацией в Японии и ситуацией в России.

Все последние годы идеологи культа Путина твердят о суверенной демократии. Одним из аргументов суверенности был и пока остается евразийский менталитет граждан России. И Запад, и нас уверяют, будто бы не все демократические процедуры универсальны и могут быть применимы в странах, имеющих собственные традиции общественной жизни. В качестве примеров, подтверждающих этот тезис, часто приводились Китай и Япония, которые добились зримых успехов и в экономике, и в социальной сфере, базируясь на далекой от европейских или американских стандартов системе построения власти и общества.

И вдруг демократы Японии подло подставляют ножку российским апологетам идеи суверенной демократии! Оказывается, что

"суверенный" путь, построенный на единовластии одной партии, приводит к стагнации экономической и политической жизни, плодит бюрократию и неконтролируемую коррупцию.

Вот тебе и азиатский менталитет, вот тебе и многовековые традиции общественного устройства! Прямо по Экклезиасту получилось: "Нет ничего нового под солнцем".

Теперь о кризисе. Специалисты утверждают, что он ударил по Японии значительно сильнее, чем по другим странам. Экспортнозависимая страна оказалась в ситуации, когда продажи ее товаров за рубежом упали в разы.

Нечто подобное говорят и эксперты по России. Да что там эксперты – даже в российском правительстве признают, что "Россия пострадала от кризиса сильнее прочих крупных стран". И экономика у нас еще более экспортнозависимая, чем в Японии.

Свою неспособность решить обрушившиеся на страну проблемы прежние японские власти попытались нейтрализовать публикацией данных о якобы начавшемся росте экономики.

Правда, избиратели в это поверили мало. То же самое мы можем наблюдать и в России. Заклинания официальных лиц о том, что мы преодолели самую тяжелую полосу кризиса, звучат не только в каждом новостном выпуске всех проправительственных каналов, но даже и в обычных познавательно-развлекательных программах. Недавно, видимо, в доказательство того, что дела наши пошли в гору, проскочила даже информация о неких западных служащих, после работы якобы меняющих костюмы на рванье и просящих подаяние на улицах. Наверное, кто-то поверил.

И про Курилы. Мое знакомство с российским Дальним Востоком ограничилось Петропавловском-Камчатским, Корякским – тогда еще автономным – округом и Владивостоком. Добраться до Курильской гряды не удалось, но некоторое впечатление о регионе я все же составил. Честно говоря, хотелось руки поотрывать многим ответственным лицам за то состояние, в котором находятся уникальные по своей природе, недрам и морским богатствам места. Сравнивая цветущий канадский Ванкувер с расположенным практически на той же широте и на том же океане Петропавловском-Камчатским, приходишь в полное уныние от безысходности и муниципальной нищеты последнего. Владивосток до последнего времени живет без очистных сооружений, сливая городские стоки прямо в море. Не говорю уже о Корякии, оставшейся по вине федеральных властей (готов это доказать) практически без населения. Это в то время, когда там полным ходом добывается платина, разведаны запасы нефти, промысловая рыба ходит почти непугаными косяками.

Так что, решая проблему и вовсе безлюдных Курил в рамках взаимоотношений с новой японской властью, нашим начальникам придется столкнуться как минимум с двумя серьезными проблемами. Первая состоит в том, что, с одной стороны,

к власти в Японии пришла сила, которая демонстрирует конструктивный подход в отношениях с Россией.

И не оценить это было бы просто глупо. Но, с другой стороны, именно эта сила показала, как следует побеждать партию власти. Это противоречие способно внести серьезную настороженность в отношения наших правителей с японцами.

Вторая проблема связана с тем, что аргументировать консервацию в составе России этих заброшенных территорий при наличии нерешенных вопросов в сфере занятости, благоустройства, транспортной инфраструктуры, дорожных сетей и т. п. на Камчатке, Сахалине, в Приморском крае будет непросто. В то время как совершенно очевидно, что присутствие Японии на Курилах, да и на Сахалине, даже в качестве партнера по освоению этих территорий могло бы в кратчайшие сроки сделать их вполне пригодными для жизни даже самых придирчивых потребителей.

Что ж, посмотрим, как будут развиваться события уже после начала работы нового японского премьера. Во всяком случае,

Япония наглядно показала тот путь, который, судя по всему, России предстоит пройти рано или поздно.

Об авторе:

Виталий Алексеев