Демократические выборы в Афганистане. Человеку, знакомому со спецификой жизни в Средней Азии, а особенно с жизнью в Афганистане, эти слова могут показаться взаимоисключающими. Однако для администрации Белого дома нет ничего невозможного. Во всяком случае, ей так кажется. И вот уже избирательные технологии, применяемые в богатейшей стране мира, стране, на территории которой со времен англо-американской войны 1812-1814 годов не осуществлялось сколько-нибудь значимых боевых действий, переносятся в государство, истерзанное войнами, расколотое религиозными распрями, не имеющее критической массы образованных, демократически мыслящих людей.
К сожалению, отсутствие внятного оппонирования, молчаливая поддержка США европейскими союзниками порождают у американского руководства ощущение всесильности и вседозволенности. И это прямо противоречит тем принципам, которые сами Соединенные Штаты пытаются внедрять в жизнь нецивилизованных, по их мнению, стран. Речь идет, прежде всего, о плюрализме, учете позиций меньшинства, праве народов на самоопределение и т.п. Увы, здесь мы можем провести прямую параллель с российской действительностью. Только в нашем случае руководство России проявляет вседозволенность не в отношении народов других стран, а по отношению к своему собственному народу. Отмечаю это исключительно как тенденцию, в основе которой лежат антидемократические принципы, в какие бы одежды ни рядили свои действия лидеры государств, следующие в этом тупиковом направлении.
Возвращаясь к выборам в Афганистане, не могу не сказать о том, что попытка принудить афганцев жить по американским стандартам не так уж бессмысленна, как это может показаться на первый взгляд. Безусловно, нелепо было бы полагать, что созданные с чистого листа всего-то двухсотлетние традиции американской демократии (в основе которой, как утверждают сами американцы, лежат христианские ценности) могут в одночасье заменить тысячелетия общественного развития афганского народа, в ходе которого по территории современного Афганистана, помимо СССР, прошли индоарии, греки, юэчжи, эфталиты, персы, тюрки, арабы, индусы, англичане и Бог знает кто еще. Язычников сменяли христиане, христиан — буддисты, буддистов — мусульмане. В итоге афганцы выработали стойкий иммунитет к любым внешним вмешательствам в их систему духовных ценностей.
По свидетельству специалистов, "афганцы зачастую избегают проявлять и выказывать свои намерения и желания в откровенной форме. В среде афганцев распространено следующее выражение: "Грех, совершенный втайне, лучше намаза, совершенного на людях". Вы никогда не услышите прямого четкого ответа или сообщения — все будет сказано как бы издалека, намеками, отдаленными аналогиями, поэтому следует обладать недюжинной сообразительностью и знанием специфики данного народа, чтобы расшифровать истинный смысл той или иной фразы".
При таком состоянии общественного сознания и при том, что подавляющее большинство населения (около 80 процентов) проживает в сельской местности,
официально заявленная администрацией Белого дома задача по демократизации афганского общества представляется невыполнимой.
Да и история показывает, что еще никому не удавалось легко и просто перескочить через несколько ступеней общественного развития. Примеров тому не счесть: от африканских стран — бывших колоний "цивилизованных" европейских государств до большевистской России и СССР.
Самое интересное в том, что Штаты, скорее всего, и не питают особо радужных надежд на перекрещивание фундаментальных исламистов в демократов христианского толка. Дело, как надо понимать, в другом.
На беду афганцев их страна оказалась в стратегически важной точке Евразии: отсюда рукой подать до Китая, Индии, России, Ирана, Ирака...
А промышленности в стране нет. Инфраструктура — ни дорог, ни даже направлений. Запасы недр практически не разведаны. Это не Иран с его растущей урбанизацией, мощным промышленным, научным и культурным потенциалом. При решении проблемы талибов в Афганистане можно неплохо развернуться как с точки зрения коммерческой выгоды, так и с позиций Пентагона.
Неслучайно в комментариях американских политологов нет-нет да и проскочит информация об истинных целях афганской кампании. Например, внешнеполитический аналитик вашингтонского Института Катона Малу Инносент заявляет, что наращивание американского присутствия в Афганистане "в ближайшие полтора-два года поможет достичь цели, а именно:
очистить от талибов и удержать в руках правительственных сил критически важные регионы. Выбор однозначен: либо вернуться к правлению "Талибана", либо обеспечить стабильный демократический мир".
С учетом того, что о стабильном демократическом мире в этой многострадальной стране говорить не придется еще многие годы, "демократические ценности" лишь повод, который позволит американцам находиться в Афганистане неограниченно долгое время.
Многие эксперты утверждают, что нынешняя афганская избирательная кампания прошла далеко не по общемировым стандартам. Если даже западные наблюдатели констатируют, что на юге страны в выборах приняло участие всего лишь 5-10 процентов избирателей, в то время как официальная статистика говорит о сотнях тысячах голосов южан, отданных за Хамида Карзая, — это серьезный повод провести проверку реальной явки избирателей на участки для голосования.
Однако новый американский президент заявляет, что выборы в Афганистане прошли вполне успешно и называет их историческими, а НАТО и ООН спешат присоединиться к этому мнению, вопреки нарушениям, которые были бы признаны вопиющими для выборов в любой из западных стран.
А совсем недавно мы были свидетелями того, как признавались несоответствующими международным демократическим нормам значительно менее проблемные выборы в Белоруссии, Абхазии, Южной Осетии, Чечне, где и качество и количество нарушений не шли ни в какое сравнение с допущенными в Афганистане.
Сразу оговорюсь, я не выступаю за признание вышеприведенных стран и регионов в качестве образца по проведению выборов. Более того, сегодня и выборы в России можно назвать откровенным фарсом, демонстрирующим полное пренебрежение власти к народному волеизъявлению. А последняя инициатива президента России Дмитрия Медведева по "демократизации процедуры выборов губернаторов" в свете фиксируемого даже официальной статистикой резкого снижения активности избирателей на региональных и местных выборах выглядит и вовсе издевательской. Но оставим эту тему для другого случая. Нас сейчас должно волновать другое.
В мире постепенно исчезает точка отсчета, от которой можно было бы двигаться в сторону реальной демократии и реального народовластия, — прежде всего нам, в России.
В США и Европе все большую силу набирают группы интересов, преследующие цели, далекие от демократических.
И Афганский случай — яркое тому подтверждение. Подобным образом организованные, проведенные и признанные выборы ставят под серьезное сомнение искренность западных политиков в деле защиты демократических прав и свобод во всем мире. Слишком уж белыми, если так можно выразиться, нитками шито все афганское дело.