По поводу

Главная // По поводу // Конкурс исполнителей романсов

Конкурс исполнителей романсов

"Евровидение" оказалось России не по средствам

14.05.2009 • Виталий Алексеев

Евровидение 2009.

По данным опросов общественного мнения, около сорока процентов граждан России сочли расходы на проведение "Евровидения" неоправданно высокими. В то же время более половины респондентов считают, что проведение таких мероприятий поднимает престиж страны. Кто же прав — скептики или оптимисты? Попробуем разобраться в этом с цифрами в руках.

В ходе рекламной кампании, по широте сравнимой с предвыборной президентской, утверждается, что впервые страна-организатор выделяет столь большие деньги на проведение европейского песенного конкурса. Действительно,

сумма в 42 миллиона долларов (без учета средств Первого канала) почти втрое превышает затраты на проведение "Евровидения" в Хельсинки в 2007 году,

до последнего дня считавшегося одним из самых дорогих.

Скептики говорят, что Россия в условиях финансового кризиса не должна была тратить столько бюджетных денег на проведение пусть и большого, но все же концерта, ведь только из госбюджета выделяется более 30 миллионов долларов. Это, на минутку, годовой бюджет среднего российского города численностью в 80-100 тысяч человек! При этом затраты, по словам самих организаторов, окупятся лишь в незначительной степени.

Оптимисты, напротив, утверждают, что именно в условиях кризиса мы должны были показать всему миру, что Россия может себе позволить хоть и затратную, но столь престижную акцию. Тем самым, говорят они, мы утрем нос всем нашим недоброжелателям не только в Европе, но и в Соединенных Штатах. А что касается прибыли, то ее мы заработаем на другом, слава богу, нефтью, газом и другими полезными ресурсами не обделены пока.

Аргументы и тех, и других, безусловно, заслуживают внимания. Но истина, как водится, находится где-то между этими двумя крайними точками зрения. Давайте посмотрим, а так ли уж велики расходы России на проведение "Евровидения" в сравнении с расходами организаторов прошлых конкурсов и так ли важно это мероприятие для нашего внешнего имиджа? Сравнивать будем с Финляндией. Во-первых, мы о ней уже упомянули выше, во-вторых, это наш ближайший европейский сосед, в-третьих, Финляндия выделила на проведение "Евровидения" немалую сумму — около 16 миллионов евро (больше потратила только Украина в 2008 году).

Итак, для начала сравним объем валового внутреннего продукта на душу населения в России и Финляндии. По данным различных источников, в 2008 году он составил в среднем в России около 11 тысяч евро, а в Финляндии — порядка 28 тысяч евро. Другими словами, маленькая Финляндия по этому показателю в два с половиной раза обошла могучую Россию.

Теперь о бюджете среднего российского города и равного ему по численности города в Финляндии. К примеру, Обнинск Калужской области (110 тысяч жителей) в 2008 году исполнил бюджет по доходам в объеме примерно 45 миллионов евро. А финский город Лахти (99 тысяч жителей) в том же году получил доходов на сумму 297,3 миллиона евро! То есть в семь раз больше. В нашем случае,

если бы конкурс "Евровидение" проводился за счет бюджета Обнинска, город на год остался бы без денег. В финском варианте не самый крупный город Лахти без участия государства и без значительного напряжения для себя самостоятельно мог бы провести не только "Евровидение-2007", но и "Евровидение-2009" — даже по московским ценам.

Словом, сумма, вполне приемлемая для обычного финского города, оказалась столь значительной для российского госбюджета, что это дало повод организаторам говорить о беспрецедентных расходах на проведение "Евровидения-2009" в Москве.

С другой стороны, интересным может показаться тот факт, что расходы Финляндии по организации "Евровидения" в 2007 году в расчете на одного финского гражданина составили около 3 евро, а расходы России в расчете на одного россиянина — около 30 евроцентов. То есть финны в соотнесенных цифрах потратили на конкурс в десять раз больше средств, чем мы.

Таким образом, Россия, с одной стороны, бухнула на это мероприятие огромную, по внутренним меркам страны, сумму, а с другой — очень незначительную малую в сравнении с расходами финнов.

Так что в плане международного престижа мы здесь, скорее, могли бы служить образцом бережливости, нежели расточительности, если бы не одно "но". По словам организаторов, московское "Евровидение" будет убыточным мероприятием, в то время как многие страны даже зарабатывают на этом конкурсе. Греция, например, по итогам "Евровидения-2006" получила тридцатипроцентную прибыль.

Словом, и скептики, и оппоненты правы каждый по-своему. Одни заботятся о более правильном вложении средств бюджета в условиях кризиса, другие думают о международном авторитете России. Ошибаются они лишь в том, что отводят конкурсу "Евровидение-2009" столь важную роль в этих процессах. Конечно, для организаторов это очень значимое событие, ведь оно позволит немногочисленной группе особо приближенных лиц значительно повысить свои личные доходы. Однако ни изменить безрадостное финансовое положение остальных россиян, ни поднять международный авторитет России подобные шоу не в состоянии, поскольку престиж страны и благосостояние ее населения мало зависят от внешних эффектов. Потемкинские деревни известны нам со времен Екатерины II, а срочная покраска фасадов домов и экстренный ремонт дорог, по которым проследует кортеж первого лица государства и вовсе на нашей памяти. В этом смысле нынешнее "Евровидение-2009" можно было бы назвать продолжением дела князя Потемкина.

Если же говорить о престиже страны, то базируется он, прежде всего, на благополучии ее граждан, высоком уровне социальной защиты населения, качественном благоустройстве городов и сел, неукоснительном обеспечении государством прав и свобод граждан и многом другом, что не имеет никакого отношения к песенным шоу-концертам, пусть и общеевропейского уровня.

К сожалению, в свете всего вышеперечисленного здесь нам гордиться особо и нечем.

Ну, а "Евровидение" — это всего лишь маленький кусочек радости, который могут получить телезрители, болея за российскую (пусть и условно) представительницу, которой, конечно же, можно и нужно пожелать удачи. Так что не стоит воспринимать "Евровидение-2009" как часть идеи национального возрождения или "наш ответ Чемберлену". Это всего лишь концерт международной песни, проходящий в Москве.

Show must be go, или праздник продолжается!

Об авторе:

Виталий Алексеев