Неформалы Мордовии в последнее время ощутили к себе наипристальнейшее внимание. Впрочем, внимание – это слишком слабо сказано. К ним проявляют острейший интерес и солидные государственные органы, и общественные организации, и бдительные правоохранители. Неформалов вычисляют, сортируют по названиям, роду деятельности и степени общественной опасности. Затем вносят эту информацию в секретный банк данных. Прямо чертовщина какая-то! И черт тут упомянут неспроста. С него все и началось. Впрочем, давайте по порядку.
В начале этого года республику взбудоражило следующее официальное сообщение: "В результате совместных следственно-оперативных мероприятий, проведенных сотрудниками следственного управления по Республике Мордовия и управления ФСБ России по Республике Мордовия, пресечена деятельность религиозного объединения, сопряженная с насилием над гражданами и иным причинением вреда их здоровью, с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей и к совершению иных противоправных действий". Эта формулировка полностью списана со статьи 239 УК РФ.
А по сути, было объявлено, что отловили "сатанистов"!
Те бытовали буквально под носом у мордовских наследников Феликса Эдмундовича аж с 2003 года, к моменту обнаружения их насчитывалось около 60 человек. Публика замерла в ожидании шокирующих подробностей. Но их не последовало. Не было выявлено ни фактов жертвоприношений, ни случаев осквернения могил, ни еще чего-либо этакого. Официально сообщили, что подозреваемые совершали "религиозные обряды, сопровождающиеся противоправными действиями" (алкогольные марафоны, сексуальные практики, асоциальное поведение и т. д.).
Сами приверженцы Ордена благородного дьявола культивировали вышеупомянутое "асоциальное поведение" по собственному желанию, оформляли членство заявлениями с приложением клока собственных волос.
Похоже, что главная вина поклонников нечистого состояла в том, что обложили они свои занятия дьявольским уставом и прочей чертовщиной.
А главным остается правовой вопрос: каковы были возможности добровольного выхода из "сетей дьявола"? Дело по столь редкой статье, практически не имеющей применения в судебной практике, было решено предать широкой огласке. Подключились местные и федеральные СМИ. По законам жанра должны были быть приняты соответствующие профилактические меры. И они не заставили себя долго ждать.
Первыми для затравки 20 марта собрались участники Общественного совета при МВД Мордовии. Они обсудили "влияние на оперативную обстановку в республике неформальных молодежных объединений". На совете директор республиканского Молодежного центра Дмитрий Соловьев с некоторой тревогой сообщил, что "в Мордовии насчитывается более десятка неформальных молодежных движений". Среди них: готы, эмо, рокеры, рэперы, панки, футбольные фанаты, политически настроенные ультралевые и ультраправые и т. п. Общественность поставили в известность, что уже принимаются соответствующие меры. Сотрудники этого так называемого Молодежного центра совместно с Центром по противодействию экстремизму при МВД Мордовии создают "специальный закрытый банк данных на неформалов, чьи объединения носят экстремистский и деструктивный характер".
Дальше – больше. На этом же мероприятии замначальника Центра по противодействию экстремизму Юрий Соркин представил целую концепцию развития неформального движения в республике. Вот она вкратце: "Как ни парадоксально,
разгул криминалитета 90-х годов сдерживал рост неформальных молодежных объединений.
В те времена было недопустимо, чтобы кто-то разгуливал по городу с серьгой в ухе или с длинными волосами. Расцвет дворовой субкультуры жилых массивов — гопников — жестко ограничивал появление неформалов. Сейчас же, на волне борьбы с криминалом, количество гопников и представителей преступных группировок резко снизилось. Фактически неформалы остались без контроля, и их ряды стали быстро пополняться новыми соратниками". Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в голове милицейского начальника гопники выступали этакими "санитарами улиц", и теперь им потребовалась замена.
Гопников, судя по всему, заменят милицией. Что и говорить, замена подходящая. А главное, перспективная. Сколько дополнительных галочек в отчетах по борьбе с экстремизмом можно будет поставить. А это не просто галочки. Это завидные показатели, очередные звания и финансовые средства на борьбу с общественным злом. Теперь хоть кого в экстремисты пиши. По цвету волос, по ширине штанов, да мало ли почему.
А открыто заявить о том, какие же неформальные организации в Мордовии сейчас представляют наибольшую угрозу, высокопоставленный борец с экстремизмом отказался,
поскольку у его ведомства "есть свои оперативные интересы".
Однако, видимо, чувствуя, что слегка перегнул палку, Юрий Соркин признал, что многие мордовские неформальные объединения не представляют угрозы. А угрозу представляют, мол, только отдельные личности. И привел пример, заслуживающий цитирования: "Другое дело, если среди такой группы молодежи найдется человек, который начнет манипулировать людьми. Например, подведя все под определенную идеологию, он заставит кого-то выброситься с крыши". Иногда кажется, что некоторые представители власти уже когда-то сиганули с вышеупомянутой крыши и крепко ушиблись головой. Вот и мерещится всякое.
Но даже этакого легкого благодушия не разделил главный федеральный инспектор по Мордовии Александр Пыков. Он, проводя 26 марта совместное заседание коллегии по вопросам безопасности, заявил, что особого внимания требует работа с молодежными неформальными объединениями, опасность которых, по его мнению, недооценивается. А заключительным аккордом в конце недели стали публичные слушания Общественной палаты республики "по проблемам духовно-нравственного воспитания молодежи в вузах региона". Оно прошло в Мордовском университете – самом крупном высшем учебном заведении республики.
В центре опять оказались молодежные неформальные движения и субкультуры. И разговор как-то плавно перешел к религиозным темам. В частности, решено было одобрить практику проведения в школах и техникумах занятий, посвященных основам православной и исламской культуры. А зампредседателя Общественного совета по развитию православной культуры при главе республике Николай Новотрясов оказался сторонником еще более радикальных мер. Он заявил, что следует вводить систему изучения православной культуры во всей системе образования — от вузов до детских садов. Вот тебе и панацея для роста высокой нравственности!
А может быть, тоже своего рода религиозный экстремизм? Ведь по Конституции у нас церковь отделена от государства, а свобода совести допускает все вероисповедания вплоть до атеизма. Хотя, конечно, не совсем прилично вспоминать про это при столь глубоко верующем национальном лидере.
И все происходящее, похоже, только начало большой казенной каши, которая заваривается вокруг неформальных движений Мордовии.
Но так и хочется сказать словами известной поговорки: "Не так страшен черт, как его малюют". Особенно если малюют его не без личного или ведомственного интереса. Это я к тому, что неформальные движения в республике малочисленны и малозаметны. К ультраправым и ультралевым отнесены вполне здравомыслящие люди только по признаку организационной принадлежности. В полной мере милицейский пресс испытали, например, руководители ныне канувшего в Лету СПС. А руководители ОГФ ощущают его и до сей поры. Публичные же молодежные мероприятия проводят только контролируемые властью движения вроде "Молодой гвардии". Или совсем уж неадекватные в своих псевдопатриотических фантазиях активисты "Стали". Все, что более или менее выделяется из общей массы, давно под присмотром милиции. Чего же больше? Куда круче?
Да и не воспитать нам гражданина демократической страны, если лишить его возможности самовыражения. В том числе и активного. И, может быть, в формах, не очень понятных зрелым людям. Таковы особенности молодости. И не следует из-за одной организации с сомнительными целями стричь всех под одну гребенку. А в Мордовии, да и не только здесь, дело идет именно к этому. Все равно не удастся выстроить всю молодежь в одну колонну. Даже если это колонна крестного хода. Вряд ли следует ностальгировать и по хождению строем под пионерским знаменем. Время не то. И люди уже не те.
Но это, конечно, если мы действительно хотим иметь демократическое государство. Если же нам милей полицейский вариант государственного устройства, то тогда шаги предпринимаются правильные. И денег на это дело жалеть не следует. Да только ненадежны такие средства, и эффект от них долго не сохраняется. Впрочем, жизнь все сама расставит на свои места.