В минувшее воскресенье Дмитрий Медведев в телеинтервью поведал россиянам о том, что "очень важно говорить правду и рассказывать о тех трудностях, которые сегодня переживает весь мир, переживает и наша страна". Заметим, что сама "правда" из уст президента вышла не сказать, чтобы очень уж горькой. Прогнозы, мол, сложные, но ситуация в целом понятная и контролируемая. Более того, Президент отметил, что "наша управленческая система к этим проблемам готова". Хотя и оговорился: "Мы не будем закрывать глаза на упущения в работе или просто на бездарность, расхлябанность, разгильдяйство в деятельности тех или иных начальников".
Показавшаяся поначалу дежурной фраза об упущениях в работе на следующий день стоила кресел сразу четырем губернатором. Трое из них: губернатор Псковской области Михаил Кузнецов, губернатор Орловской области Егор Строев и губернатор Ненецкого автономного округа Валерий Потапенко – поросились в отставку "по собственному желанию", а глава Воронежской области Владимир Кулаков получил преемника за месяц до окончания срока полномочий. И надо быть очень наивным, чтобы поверить уверениям кремлевского идеолога Владислава Суркова о том, что все это следует рассматривать не более чем "в контексте установки на повышение качества госуправления в центре и на местах".
Всем достаточно долго живущим в нашей стране понятно, что произведена демонстративно-показательная акция.
И если она и не тянет на "Утро стрелецкой казни", то на публичную порку с дальнейшим отлучением "с глаз долой" – вполне. Не касаясь пока личности фигурантов столь масштабных перемен, все же можно предположить, что происходящее – это весьма и весьма тревожный симптом. И не только для губернаторов, почувствовавших зыбкость своего положения, но и для всех нас. Столь резкие и несвойственные ранее Кремлю действия в отношении собственных звеньев пресловутой вертикали власти порождают ряд неутешительных выводов.
Во-первых, ситуация в стране куда тяжелей, чем нам вещают с телеэкранов. А реальные сценарии развития кризиса чрезвычайно серьезны, если не катастрофичны. Публичные и имеющие общественный резонанс действия в этом случае просто жизненно необходимы для сохранения власти.
Во-вторых, власть опасается, что социальная напряженность в стране нарастает куда быстрей, чем прогнозировалось ранее. А лучшее средство обезопасить "государя" от бунта – это заранее выпороть парочку не слишком радивых и не слишком нужных "воевод" с заменой их другими.
В этом контексте становится понятна масштабность и поспешность проведенных действий. И более ясен сигнал, поданный фразой Суркова главам регионов, о том, что, мол, президент России в целом доверяет губернаторам. Излишний страх в этой среде тоже опасен.
Уходящие персоналии, разумеется, имеют провинности и перед жителями своих регионов, и перед центральной властью.
Отобраны они по принципу "кого не жалко", "кому давно пора"
и еще по каким-то неведомым нам соображениям. В прошлогоднем мартовском "рейтинге выживаемости губернаторов", представленном Международным институтом политической экспертизы и Центром политической конъюнктуры России, Валерий Потапенко – "двоечник", Егор Строев и Владимир Кулаков – набрали 3 балла из 5, а Михаил Кузнецов – твердый "хорошист". Но рейтинг составлен по оценкам экспертов. Далеко не все из них могут заглянуть под кремлевские ковровые дорожки, где и формируется кадровая политика страны. Впрочем, Кузнецову уже прочат престижное место в центральном аппарате власти.
Сам механизм отставки губернатора нынче прост до неприличия.
Общеизвестно, что практически за каждым из действующих ныне глав регионов тянется шлейф разного рода прегрешений. И порождены они, прежде всего, всеобщей коррумпированностью системы власти. Борьба с коррупцией носит больше декларативный характер, но зато убрать любого губернатора по "собственному желанию" дело совсем несложное. Достаточно намека, и кресло опустеет. А так как все губернаторы теперь фактически назначаемы, то и жители региона относятся к переменам во власти, как к воле начальства, к которой они не имеют никакого отношения. Дальнейшие смены и замены, предрекаемые практически всеми экспертами, могут проходить также скоро и без лишнего шума. Если, конечно, шум не понадобится по каким-то политическим соображениям.
Но пора уже взглянуть на люд, пришедший на смену отставникам. Среди выдвиженцев сразу два выходца из Минсельхоза. Орловскую область должен возглавить замминистра сельского хозяйства Александр Козлов, а Воронежскую область сам министр Алексей Гордеев. Последний – самая раскрученная и известная фигура из всех кандидатов. Его последний нашумевший поступок в качестве министра – это инициатива с повышением цен на продукцию птицеводства. Естественно, с целью его развития и для нашей же пользы. К счастью, идея осталась без последствий. По крайней мере, пока. А сам министр теперь будет воплощать свои проекты в самом центре российского Черноземья. Есть где развернуться или… сломать шею. На губернаторском месте всякое бывает.
Ненецкий АО возглавит замглавы администрации Архангельской области по топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Игорь Федоров.
А самой колоритной и неожиданной кандидатурой оказался Андрей Турчак. Он станет Губернатором Псковской области. Его биографическая справка пестрит названиями и поражает разнообразием устремлений молодого человека. Закончив в 1998 году Государственный университет аэрокосмического приборостроения по специальности "экономист-менеджер", он был участником Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ и Тихоокеанского центра обмена кадровыми ресурсами (Япония). Затем проработал пару лет тренером-преподавателем ДЮСШ Олимпийского резерва по дзюдо. Начал делать карьеру в качестве менеджера различного уровня в коммерческих компаниях Петербурга.
В 2005 году Турчак вступает в "Единую Россию" и тут же назначается куратором молодежной политики партии. Он становится одним из руководителей МГЕР. На сегодняшний день Турчак является заместителем секретаря президиума генсовета партии. В марте 2007 года он избран депутатом Псковского областного собрания по партийному списку «Единой России». В июле 2007 года стал членом Совета Федерации. И все это он успел сделать за неполных 11 лет. Диву даешься, наблюдая номенклатурный напор питерского выходца.
По мнению все того же Владислава Суркова, именно так и должен выглядеть молодой перспективный управленец. "Кандидатура Турчака – это еще один жест в сторону молодых управленцев", – прокомментировал он статус этого кандидата.
"Это действительно сигнал", – подвел он итог перестановке.
Как этот "сигнал" проявит себя на таком непростом месте и в такое непростое время, мы увидим, а псковитяне почувствуют на себе, уже в самое ближайшее время.
На сегодняшний день это пока весь кадровый пасьянс. Но лиха беда начало! Кризис, судя по всему, будет затяжным. А стало быть, потребует новых жертвоприношений. Так как нынешнему режиму подчинены практически все сферы жизни страны, то жертвы могут выбираться из финансовых, правоохранительных или любых иных структур.
Еще наши очень далекие предки знали, что публичное жертвоприношение если и не смягчает волю стихий, то уж точно помогает отвести гнев соплеменников от своих вождей. Согласитесь, что это очень важная функция ритуальных жертвоприношений особенно в наши нелегкие времена. А коли так, то подобных "мероприятий" у нас, по всей вероятности, будет много. Вплоть до полного отрезвления общества. До того момента, когда большинству станет ясно, что дело не в персоналиях, а в самом устройстве системы. И в ее создателях, взгромоздившихся на самом верху. Тогда, возможно, что-то и измениться. И в наших головах, и в стране.