В это трудно поверить, но 2008 год и правда подходит к концу. Все, кто хотя бы немного интересовался российской политикой, ждали этот год почти с религиозным нетерпением, как последнюю и решающую схватку между Добром и Злом. На оппозиционных сайтах шел отсчет дней до президентских выборов, Сергей Доренко написал целый бестселлер про 2008 год, а власть собирала высокооплачиваемую массовку и тренировала ОМОН.
Однако назначенная и широко разрекламированная (в равной степени и Кремлем, и оппозицией) революция не состоялась, не было даже серьезной ее попытки. Власть в свою очередь, вопреки прогнозу из известной песни, не "поставила к стенке" Гарри Каспарова и Эдика Савенко. Вместо генерального сражения обе стороны перегруппировывались, вели бои местного значения и устраивали партизанские атаки, не ставя все на карту. Можно (и очень удобно) было бы презрительно махнуть на это рукой, сказав, что политики в России нет, и призвать чуму на оба эти дома. Это прекрасное оправдание бездеятельности, очень любимое плюшевыми интеллектуалами отечественного производства. Но в нашей стране недооценивать серьезность партизанской тактики опасно. Не верите — спросите у Наполеона, он подтвердит.
Главный успех власти — это, конечно, удачно проведенная операция "Преемник". Комитет по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга дал России уже второго президента подряд, а его предшественник остался фактическим главой государства. Правда, такая двуглавая конструкция отдает шизофренией и чревата расколом во власти. Этот раскол ждали и прогнозировали весь год, но пока так и не дождались. Думаю, что его и не будет, пока дела у правящей группировки не пойдут совсем плохо. Ведь "раскачивать лодку", доверху набитую украденным за 8 лет, там действительно никто не хочет.
"Принуждение к миру" Грузии принесло дуэту Путина и Медведева пиррову победу. Кажется, российская армия одолела "страшного врага" в горах Кавказа, но пропаганда вчистую проиграла информационную войну, и конечный результат оказался печальным. На партнерстве России с Западом поставлен жирный крест, и наша страна все чаще стала оказываться в одних списках с Северной Кореей и Венесуэлой. Саакашвили получил поддержку и одобрение мирового сообщества, а из России за рубеж побежали миллиарды долларов — искать себе "политическое убежище". Что может быть актуальнее во время экономического кризиса?
Ну и наконец, Кремлю удалось расправиться с Союзом правых сил, причем сделать это руками самих партийцев. Вместо него быстро сколотили партию-погремушку "Правое дело", разбавив наиболее лояльных правых надежными кадрами из администрации президента. Собственно, на этом список успехов власти заканчивается. И начинается список ответных ударов и партизанских атак, устроенных оппозицией и недовольными гражданами.
Пока Кремль создавал "Правое дело", либеральная оппозиция собирала по стране своих сторонников в новую коалицию под названием "Солидарность". Если лидерам этого движения удастся не разругаться между собой, оно станет первым успешным объединением демократов в России. На другом фланге образовался Левый фронт, в который вошло большинство социалистических и коммунистических организаций. Национальная ассамблея же вообще объединила всех со всеми, но пока, кажется, не понимает, что с этим делать. Во всяком случае, серьезно помешать перегруппировке противника власть не смогла, разве что выбила из "Солидарности" Никиту Белых.
"Марши несогласных" по-прежнему доставляли немалую головную боль городским и федеральным властям. Если с первыми двумя, прошедшими в марте и мае, объединенными силами милиции, военных, УБОПа и ОМОНа еще как-то справиться удалось, то декабрьский "Марш" оппозиция провела, несмотря на огромные силы, брошенные на его подавление. Милиционеры потом жаловались Лужкову, что "несогласные", проведшие несколько молниеносных акций в разных частях города, "меняют тактику и приспосабливаются к работе правоохранительных органов".
Впрочем, одними "Маршами" проблемы Кремля на улице не ограничиваются. После нескольких лет затишья уличные протесты разных социальных групп вновь набирают популярность. Правда, настойчивости и решимости им пока недостает. Весной о себе напомнили неформалы, протестовавшие против милицейского произвола, а в сентябре митинг протеста устроили зрители телеканала "2x2". В декабре активизировались автомобилисты (особенно приморские), которым не понравилась попытка Путина под разговоры о кризисе материально поддержать своих друзей-владельцев ВАЗа и ГАЗа. Чем дальше в лес, тем больше дров: если в начале года участники гражданских акций протеста шарахались от любых политических организаций и лозунгов, то уже в декабре митингующие требовали отставки Путина.
К концу года политические события начали набирать обороты. Миф о стабильности, годами возводимый пропагандой, растворяется в воздухе, но власть этого будто бы не замечает. Путин с Медведевым делают вид, что ничего не происходит, тем временем спасая своих друзей и сослуживцев. Телевидение передает свое обычное вранье, которое все больше расходится с реальностью. К протестующим вместо чиновников по-прежнему выходит ОМОН, и делать это ему приходится все чаще. Но долго сдерживать такими методами растущее народное недовольство невозможно. Затишье перед бурей кончается. "Проблема-2008" ушла в прошлое. Впереди "Проблема-2009"!