2009 год обещает быть годом метаморфоз и цирковых перевертышей: шестерка, обернувшаяся девяткой; Медведев, обернувшийся Путиным; кризис, обернувшийся выборами.
Как дзюдоист Путин должен помнить о способе преображения слабости в силу, а энергии нападения – в возвращенный удар по противнику. Так Бесланская трагедия обернулась у нас отменой губернаторских выборов и новым бронзовением "вертикали", а нынешний кризис позволит на волне отчаянной веры масс в "тефлонового" лидера – снова вернуть его в Кремль на ближайшие двенадцать лет.
Так что, с наступающим вас, друзья – годом, цирком, президентом и застоем!
Утверждения экспертов о том, что кризис – не слишком удачный фон для путинского "камбека", а значит, Медведеву предстоит "испить чашу до дна", оставшись на посту президента в роли своеобразной "подушки безопасности" для главного "рулевого", – вряд ли можно считать убедительными. Рокировка жизненно необходима власти именно сейчас, пока кризис еще в начале, страна еще не пошла вразнос, а авторитет Кремля все еще шлейфом волочится и ковыляет за покойными ценами на нефть… Отсюда – мельтешение и беготня с медведевскими поправками в Конституцию и их блиц-утверждением.
Совершенно очевидно для всех, что Медведев – слишком неадекватная кризису и рыхлая фигура, которую и лепили-то совсем не для этих штормов, а для политического штиля. Так уж бывает, не угадали: учили юношу по классу виолончели, а выпало юноше вкалывать рабом на галерах… То грозно "рычать" на НАТО, то воинственно изображать главнокомандующего и полководца (хотя в глазах – совсем не "Искандеры", а все те же консерватория и виолончель). Поэтому рулевой (так и не выжавший из себя раба на галерах) снова рвется в рубку, пока еще цунами не смыло за борт полкоманды…
Но возвращения важны не только рациональные резоны, но и властные инстинкты, исторически прописавшиеся в кремлевских стенах и "поганкиных палатах". Те зрители статусных постановок (съездов и посланий), кто придавал значение не только словам Медведева и Путина, но и старался побыть кем-то вроде Чезаре Ломброзо, наблюдая за мимикой и моторикой наших национальных лидеров, должен был заметить интересные вещи.
Например, в мизансцене послания Федеральному собранию, чуть ли не самым интересным для публики было не оно само, а положение Путина в зале в момент выступления Медведева… По традиции – это тот протокольный случай, когда чиновник обязан "сидеть и бояться". Точнее, цепенеть в почтении и страхе… Но именно в этот момент, страдающий лик премьера не мог не рассмешить нас наивной пантомимой. Лицо кланового вождя словно говорило телекамере и залу: "Мели Емеля, строй из себя президента всея Руси, но кто ж не знает, что хозяин здесь я!"
Застывший мглистый взгляд и брови насмешливым "домиком", чудовищные облизывания и пережевывания губами в пафосный момент аплодисментов Медведеву (словно недоеденный бутерброд из кремлевского буфета - все еще за щекой). Вид лениво скучающего зрителя на тягомотном профсоюзном собрании, который сидит здесь лишь из милости – это мимика, которая красноречивее любого комментария.
По сути, Путин разоблачал лицом реальную фальшь ситуации, когда ферзь вынужден выслушивать "указания" пешки. На экране маячило страдающее тело премьера, которого корежило и передергивало в ситуации формального подчинения. Пускай и временного, бутафорского, но подчинения. И это было лучшим подтверждением прогноза, что Медведев в президентах – не жилец.
Можно бы процитировать "диггера" Елену Трегубову, сказав, что это выглядело "по-пацански" наивно и мелковато для "национального лидера". Но такова уж природа властных инстинктов: если ты не демонстрируешь всей своей органикой властность и не "транслируешь" ее окружающим, элита ведь может всерьез поверить во временно расписанные роли…
Известно, что увеличение президентского срока происходило на нашем веку лишь в Туркмении и Узбекистане. Во Франции срок был сокращен до пяти лет. Шестилетний и семилетний сроки президентства есть только в Ирландии и Австрии, но это парламентские республики, где у глав государства - лишь представительские функции.
Можно биться об заклад (и хоть головой о стену), что возвращение Путина в Кремль на двенадцать лет было "спецзаданием" "преемника", посаженного в главное кресло, дабы оно не остыло без хозяина. Но после утверждения поправок, Медведев неизбежно превратится в "хромую утку" (медведя?) и будет восприниматься элитой как отработанный шлак, место которого в "отвале". Декоративная задача будет выполнена, а остроумные зоологи к месту могут вспомнить о повадке "черной вдовы", поедающей самца после выполнения им супружеского долга.
Не думаю, что век Медведева в этой ситуации будет "аридовым". Он может: простудиться, заболеть, уйти в отставку, надорваться ("тягая штангу"), на худой конец, подвергнуться импичменту, вариантов масса. И если даже предположить невероятное, и он формально останется на посту главы государства до конца срока, его роль будет полностью сведена к политическому нулю.
"Шесть лет для Путина от путинской шестерки" – так будет называться когда-нибудь глава учебника истории, посвященная Дмитрию Медведеву.
В этом случае ясно, что главным ожиданием года станет с 1 января отставка главы государства. Согласитесь, не самая лучшая мысль о лидере страны в эпоху кризиса. Вопрос: "когда?" незримо повиснет над Медведевым, как зловещее "мене, текел, фарес" ("ты взвешен на весах и найден слишком легким"), отравляя ему жизнь перманентным дефицитом доверия. Действительно, что за смысл работать на лидера, который своими руками предписал себе чемоданную роль?
Каковы в этих мутных условиях шансы либеральной оппозиции в 2009 году? Как схватить власть за руку, пока она шулерски передергивает кремлевские карты? Как отменить в стране тотальный ипподром и бег по историческому кругу? "Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?" Что касается "хромых" тушек из отряда "крякв", то это явно не их год.
Эта "утка" так и не накрякала интеллигенции ни "оттепели", ни весны, ни надежды. Вследствие чего, иллюзий на тему самореформирования утиного болота должно бы поубавиться… А ясности исторического взгляда – прибыть.
Триллер на тему "иногда они возвращаются" ставит страну перед последним выбором: либо неозастой (с гниением, однопартийностью, цензурой и развалом по модели СССР), либо уход с арены дремучих фанатов "вертикали". Поскольку "вертикальные" модели не совместимы со свободным обществом, единственно способным к развитию. На самом деле выбор прост: Россия можем сохраниться лишь свободной и демократической страной, либо страны у нас не будет вообще.
А пока – явные признаки трупных пятен: несменяемость элиты, коррупция, пропаганда несвободы и мракобесие религиозной идеологии на службе у полицейской "стабильности". Это диагноз, господа, и никакая ваша "Раша Тудей" не отмоет "образ России" в мире ни за какие нефте-газовые "бабки"!
Возвращение Путина на двенадцатилетний срок будет означать окончательный приговор европейскому будущему страны; и тогда уже ничто не спасет нас от колеи, ведущей на помойку истории. Сможет ли "Солидарность" что-то противопоставить этому сценарию? – не знаю. Но очевидно одно: каждая культура заслуживает своей судьбы. Если моя страна органически не способна вписаться в человеческие стандарты этого века и упорно ползет на кладбище, что ж. Значит этой культуре с эпохой вышло не по пути&helli