Такой скорости принятия законов Федеральным Собранием трудно припомнить. Медведев озвучил пожелания руководящего клана по увеличению срока президентских полномочий 5 ноября, а уже 20 дней спустя их утвердил Совет Федерации. Лишь один из 145 проголосовавших сенаторов высказался против поправок в Конституцию, увеличивающих срок полномочий президента до шести, а Госдумы – до пяти лет. Зачистка этого некогда строптивого органа власти прошла несколько лет назад и безо всяких конституционных поправок. И вот теперь власть пожинает приятные ей плоды сделанного.
Следует признать, что Конституцию начали менять совсем даже не сегодня. Но до сей поры ее просто перетолковывали на нужный власти лад. И часто применительно к каким-либо событиям. Трагедия в Беслане лишила нас выборности губернаторов. А шестилетний срок, оказывается, необходим для того, чтобы новый президент смог контролировать два трехлетних плана развития страны. И чтобы развести президентские и парламентские выборы. Доводы забавные, в отличие от самих изменений. Правда, и придумывались они в спешке. Все произошло слишком уж быстро и неожиданно. Чтения и в верхней и в нижней палате прошли поистине ударными темпами. В воздухе даже витала идея принимать поправки Госдумой сразу в трех чтениях. Но с самого верха последовала отмашка и ритуалы хоть и небрежно, но соблюли. Коммунисты продемонстрировали вялый протест, а ЛДПР власть позволила слегка попиариться с отказом от голосования. Нет сомнения, что и региональные парламенты со всем пылом включаться в эту стремительную гонку всеобщего одобрения. И жирная точка в этой скоротечной истории может быть поставлена уже в этом году.
Законодателей ничуть не смущает то, что речь идет об Основном законе страны. Вот уж где, казалось бы, нужна вдумчивость, аккуратность, а главное неспешность. И учет общественного мнения. А не только управляемых из Кремля подобострастных порывов депутатов, избранных в сомнительной по чистоте избирательной компании и партийным скопом.
Даже в авторитарном Узбекистане, не говоря уже о демократической Франции, при решении вопроса об изменении срока президентских полномочий проводили референдум. И только по его результатам вносились поправки в Конституцию. Правда, во Франции в сторону уменьшения, у нашего верного партнера по СНГ – увеличения. Российская власть на сегодня в состоянии провести любой референдум с заранее заданным результатом. Хоть о выборах в Госдуму инопланетян. Но власть не стала даже имитировать всенародное волеизъявление. Зачем тревожить политические эмоции граждан, да еще в такое нестабильное время? Тем более, что сами граждане пока пребывают в состоянии непреходящего охмурения действующей властью. По данным ВЦИОМа (если, конечно, ему верить), предложение Медведева готовы поддержать 56 процентов опрошенных. Но против почти треть респондентов (29 процентов) и еще 15 процентов затруднились ответить.
Отметим, что, 43 процента населения высказывается либо против изменения Конституции, либо не определились со своей точкой зрения. Цифра немалая. И это в ВЦИОМ. К тому же надо учесть тотальный контроль за электронными СМИ со стороны государства. Ведь именно они в России "делают" общественное мнение. А развернись-ка настоящая полемика в ходе подготовки к референдуму? Да на фоне финансового кризиса? Сколько административного ресурса потребуется! Представить страшно! Вот и делается все тихо и скоро. В духе чекистской спецоперации. Чем быстрее будут приняты поправки, тем меньше у общества желания обсуждать гудок ушедшего паровоза.
Но получается, что довольно обширная часть населения не выражает бурного восторга по поводу перспективы лицезреть во власти одни и те же лица. Так почему же народ безмолвствует? Ведь это он – "единственный источник власти в Российской Федерации". Именно так записано в Конституции, которую обильно цитировал в президентском послании Дмитрий Медведев. Отчего же дело ограничивается кухонным ворчанием и слабым общественным ропотом, заметным лишь социологам? Да еще отдельными выступлениями и сбором подписей разрозненной, но все еще вопреки всему происходящему, живой оппозиции.
Все дело, видимо, в отсутствии у людей веры в возможность что-либо изменить. Последние выборы со всей наглядностью показали, что нынешнему правящему режиму демократические институты в стране не нужны. Выборная компания прошла как никогда цинично. А громогласные заверения Медведева в верности Конституции, прозвучавшие в президентском послании, завершились уж совсем неожиданным образом. Последние иллюзии рассеялись без остатка. Общество еще тверже разделилось на "мы" и "они". "Они" принимают нужные им решения от нашего имени, а "мы" варимся в собственном соку. Который порой из нас же и выжимает власть. Разумеется "для нашей же пользы".
К тому же какая разница сколько лет будут управлять страной Путины-Медведевы? И в какой последовательности? Они же по сути сами себя и назначают. В стране уже второй президент, который не боролся по настоящему за это право и даже не мечтал о нем до поры до времени. А занял высший поств результате стечения обстоятельств и решения очень узкой группы лиц. Случай в мировой практике неслыханный. Случайный президент – наше сомнительное ноу-хау в области политики. Но на сегодня это выглядит именно так.
Есть и еще один немало важный фактор. Пресловутый жаренных петух мирового кризиса еще не нанес решающего удара в наиболее чувствительные места россиян. Кризис пока гуляет по финансовым верхушкам, а низы околдованы заверениями о незыблемости экономической базы страны. Так приятно слышать обещания того, что Россия только окрепнет от предстоящих потрясений. И даже на хребте финансовых невзгод въедет в верхнюю часть списка экономически развитых держав. Ну, совсем как сказочный Емеля на своей печи. Да только сказки, порой, кардинально отличаются от реалий жизни.
Но намеряв себе будущие временные рамки, власть впадает в глубочайшую ошибку. Даже пожизненные сроки президентства могут внезапно закончиться, как это случилось в Туркмении. Кроме того, никто не может спрогнозировать ни экономическую, ни политическую ситуацию на 12 и более лет. И все планы развития до 2020 и даже 2025 года не более чем благие пожелания. Да и личности руководителей страны не того масштаба, чтобы удержать обстановку под надлежащим контролем.
К тому же деньги у многих политических персон вложены за пределами страны. Потому публично демонстрируемая всему миру строптивость, даже подкрепленная содержимым газовой трубы, имеет свои пределы.
Казавшийся незыблемым советский строй рухнул, не устояв на фоне низких цен на энергоносители и разрешения высказывать собственное мнение. А уж какая была махина! Один Комитет госбезопасности чего стоил! Но и эта гора, наплодив стаю политических мышей, трансформировалась в нечто малопонятное. Золотовалютные запасы, тем более в ценных бумагах, не слишком надежная гарантия длительной стабильности. Но главный фактор человеческий. Даже скорее гражданский. Наличие граждан, но не в понимании правящего режима, а в его первоначальном смысле, не оставляет этой власти никаких шансов. А насколько отдалено это будущее покажет время.