21 июня бессменный лидер "Яблока" Григорий Явлинский неожиданно для многих уступил свое место депутату Мосгордумы Сергею Митрохину. Сам экс-председатель партии, впрочем, не ушел насовсем, а вошел в специально созданный Политический комитет, который должен принимать решения по важнейшим для "Яблока" вопросам и распределять финансы.
В связи с ситуацией в "Яблоке" почему-то первым делом вспоминается только что завершившаяся путинская операция "Преемник". Президент-председатель партии Путин-Явлинский, внимая требованиям "прогрессивной общественности", ушел со своего поста. Его место на абсолютно предсказуемых выборах занял ближайший соратник — более молодой Медведев-Митрохин. Но и сам бывший национально-партийный лидер сохранил контроль над главным — идеологией и финансами. А теперь активисты "Яблока" и сторонние наблюдатели точно так же гадают, кто главный в партии и будет ли смена курса, как весь мир обсуждает вероятность "медведевской оттепели". Понятно, что если смена власти в "Яблоке" будет чисто декоративной, перемен к лучшему можно не ожидать. Но даже если новый председатель возьмет все бразды правления в свои руки, вряд ли это поможет партии.
Сергей Митрохин — личность очень противоречивая. Известность себе он заработал на жестких протестных акциях по различным городским проблемам вроде "фенольных домов" и точечной застройки. Многие такие акции были несанкционированными, и главу столичного отделения "Яблока" не раз пыталась задержать милиция. И при этом, будучи самым шумным оппозиционером в городе, он, однако, проголосовал год назад за утверждение Лужкова на посту мэра Москвы.
Митрохин активно сотрудничает с самыми радикальными противниками властей, включая АКМ, организуя совместно с ними те же протестные акции. Он лично помогал попавшим в беду нацболам и другим активистам внесистемной оппозиции (среди них был и автор этих строк). И он же упрекал Максима Резника в связях "со сталинистами, нацистами, антисемитами, национал-большевиками". Сергей Митрохин прошел в Мосгордуму по списку, составленному совместно "Яблоком" и СПС, а затем стал едва ли не главным противником объединения демократов.
Вряд ли оправдаются надежды тех, кто ожидает от Митрохина резкой смены курса и исправления ошибок, которые многие годы упорно повторял Григорий Явлинский. Речь о ставшей притчей во языцех замкнутости партии, доходящей до сектантства, уверенности в собственной исключительности и непогрешимости, отсутствии внятной позиции по отношению к власти, ничем не оправданном высокомерии по отношению к внесистемной оппозиции. На протяжении последнего времени Митрохин будто специально стремился стать олицетворением всех этих "фирменных" качеств "Яблока". Это ему явно удалось: не даром он заслужил доверие Явлинского и благосклонное внимание государственного телевидения. Так что единственное изменение, которого можно ожидать от нового руководства партии, — это очередное обострение внутрипартийной борьбы под видом реорганизации и наведения порядка. "Очищение партийных рядов" завершится, видимо, только тогда, когда "вычищать" будет уже некого. Ждать осталось недолго.