Плохая игра доигравшихся
Есть у меня дядя (потомок белого офицера из штаба Деникина, кстати). Дядя инвалид, живет бедно, одиноко, питается зачастую тем, что на рынке валяется в ящиках, отбросами то есть… Так вот, заседая у меня на кухне за чаем, он неожиданно для меня прояснил "по самое не балуйся" сущность современного патриотизма - патриотизма заблудших и обездоленных, патриотизма от отчаяния. При этом стало до неприличия ясно, что позолота новейшего патриотизма едва скрывает дырявые носки (или что там двуглавые орлы-то носят?), надетые на когти, что удерживают скипетр и державу. Итак, заговорили о Севастополе, о Лужкове… Он выдал очередь: "Так мы же им газ даем, украинцам этим! Почему же они нам с флотом так пакостят?! Правильно Лужков сказал! Сейчас нужно патриотическую оппозицию поднимать и собирать только вокруг Севастополя - вот конкретное дело. Почему Зюганов не пообещает вернуть Крым? Его бы вся страна поддержала".
Пришлось дяде разъяснять шаг за шагом - выводя его из тупика - что такое нынешняя политика, кто продает Украине газ и кто мы с ним в нынешнем обществе. То есть пришлось выворачивать его взгляд справа налево.
"Какое ты имеешь отношение к газу и Украине, его покупающей? Ты ведь такой же покупатель газа у "Газпрома", как и Украина. То для нее поднимали тарифы - теперь для нас с тобой поднимут. Вот тебе и "мы даем газ!". "Но ведь "Газпром" - государственная корпорация! Если мы выйдем на улицы и потребуем не давать газ Украине - куда они денутся?"
И таков взгляд на политику большинства дорогих россиян. Они все еще живут в переходном периоде, где их круто и бесповоротно облапошили, а они все надеются на какое-то государство - вообще не представляя его структуры, его целей…
Перенесемся из кухни в телестудию, где снимается программа "Народ хочет знать". Тетушка возраста пенсионного задает феноменальный вопрос-ответ: "Так мы все же сырьевой придаток или энергетическая империя?" А в чем разница-то? Да и "мы" здесь что делает? Мы - всего лишь насекомые для корпораций типа "Газпрома". Мы ползаем сверху по территории, из-под которой активно выкачивается газ, нефть… Получив в свои руки огромные ресурсы, власть замкнулась в государство-корпорацию, один за другим устраняя источники возможных вызовов своему господству. Вот почему зарплаты газпромовской верхушки - государственная тайна. Сообщаю это вполне серьезно, ведь даже по запросу из Совета Федерации насчет окладов газпромовцев никакого ответа не поступило, будто и не было этого запроса. Ибо вторглись на священную территорию.
Мой бомжеватый дядя с его газовым патриотизмом даже порядка этих цифр себе не представляет. Но есть тут нечто наследственно-советское. Продемонстрировал эту наследственность в несколько приукрашенной форме уже не дядя, а Дмитрий Киселев, когда я спросил в эфире программы "Национальный интерес" у газпромовского спикера Куприянова, сколько он получает за продажу всенародного газа: "Вопрос отклоняю, джентльмены о деньгах не говорят". Ничего себе! Джентльмены-то как раз только это и делают - акции-фигакции, "играем на понижение"… Но вот в СССР, откуда и бывший хиппи Киселев, и я родом - действительно вопрос зарплат принято было умалчивать, поскольку деньги вообще для социализма были как бы "проклятым наследием" и бытовала формула "не в деньгах счастье". Но вот нас освободили от тоталитаризма и социализма наши же партбюрократы, нынешние единороссы. Теперь можно не скрывать - теперь именно в деньгах счастье, точнее, в их количестве. И что? А они хотят, чтобы мы по-советски были деликатны и молчаливы, в то время как топ-менеджеры будут весьма не по-советски прогуливать в куршевелях свои бонусы.
И вот все эти же ребятишки, давно исчисляющие свои доходы как минимум сотнями тысяч рублей (я имею в виду депутатов Госдумы, как правило имеющих и бизнеса свои сбоку, всех тех, кто принимает решения о распределении бюджета), хотят вводить продовольственные карточки. Карточки как венец стабилизации! Не стесняются карточную систему называть рыночным механизмом. Прелесть что такое!
Продовольственный кризис весь мир делит безжалостно на выживающих и не выживающих. Помойка вместо Италии, медленно вымирающая от голода Африка - все это не призрак, это Евроньюс. В свете данного процесса и перспектив введения продкарточек как-то уж совсем нелепо выглядит россиянский гламур с его цветущей невозмутимостью, с его Рублевкой и обновками по цене сравнимыми с годовым доходом среднего дорогого россиянина. Цены диктуют совершенно новое мировоззрение. И что будут делать через полгода такие патриоты, как мой дядя? Вероятно, нам придется брать их на содержание. И вот тут кроется важнейший, узловой момент современной экономики, которой все еще пытается командовать Путин, хотя живет она вовсе не по указаниям Кремля, а вся путинская стабильность была лишь общественно-психологическим отражением конъюнктуры цен на нефть.
"Сыто живу - хорошая политика, хорошая власть" - вот элементарная формула, по которой классово делилось и делится наше общество. Но я не случайно привел пример патриотизма в драных носках. Именно в этих слоях куда сильнее и монархизм, и реакция - как известно, люмпенизация и прозябание вовсе не способствуют пробуждению коллективизма и стремления к единению с такими же братьями-бедняками по ту сторону границ (сырьевой империи). Тут фашизм и гнездится. Цены заставят вообще умерить какие-либо политические рефлексии. Возможность мирно жить от зарплаты до зарплаты, без забастовок, без митингов и демонстраций - вот что предлагает нам режим-мутант, долгие годы как кубик Рубика все перегруппировывавшийся и наконец собравшийся в государство-корпорацию с его разноцветными сторонами ("Газпром", "Роснефть", "Русал", РЖД).
При этом режим никогда прежде не вел себя так пафосно и нагло. Путин в лицо думским коммунистам бросает издевку: мол, вы теряете доверие потому, что мы долгие годы так натужно трудились. "Я" Путина все четче видно - во время его движения по кремлевскому ковру на инаугурации этого "я" практически не было. Был загнанный, стесненный взгляд. Но вот началась политика его, преемника Ельцина, и открылась истина: "Хорошая мина при плохой игре". Отказываясь от военных баз на Кубе и во Вьетнаме, Путин как алхимик вызывал обратную реакцию в обществе: оно становилось все патриотичнее. Старички-ветераны приободрились под власовским соцветьем, почвенники по своим сусекам возымели надежды на нового царя, на "новую метлу". Используя все ту же общественную дурь и надежды малоимущих, режим производил персональные рокировки, сбрасывая прежние фигуры на "зону" и лишь укрепляя этим неповоротливую кастовую систему перераспределения доходов.
И вот что при решении данного уравнения со многими известными выяснилось: тщетными были надежды народа на то, что систему можно прочистить, местами модернизировать, залатать, смазать и поехать. То есть смазали (подмазали) и поехали - но все те же буржуята. И поехали они в куршевели (слово уже стало фольклорным). Просто вместо прежних либералов экс-комсомольцев пришли экс-гэбисты питерского поколения и сели на все тех же хлебных местах, ничегошеньки не изменив. Это почувствовали на себе забастовщики РЖД, "Русала", "АвтоВАЗа"… Если кому-то интересны такие нюансы, эта "стабильность" была торжеством идеалистских заблуждений оппозиции. При чем тут оппозиция? А не она ли удовлетворенно выдохнула, когда вздутый спиртовыми парами Ельцин передал власть Путину? Разве не "главный оппозиционер страны" Проханов провозгласил задачу для оппозиции "бороться за Путина" - чему лично и следовал логически? А в тех кругах давно шли споры насчет того, что важнее - часть (персона) или целое (режим), идея или базис. И многие с приходом Путина постарались стать идеалистами, то есть понадеялись, что некие "остатки социализма" другой человек, сажая все новых (в кресла, а старых - на "зону"), сохранит и приумножит.
Нет, дорогие соотечественники, дорогие вымирающие оппозиционеры, это было все от Лукавого. На деле страна приумножила лишь миллиардеров, миллионно продолжая вымирать. И покорность мутирующему и коррупционирующему государству - вот главная ошибка общества. Думая, что делая меньше движений, сохранишь больше энергии, очень многие замерзали - так учит история.
Итак, есть госзаказ - "не рыпаться". При неотвратимости роста цен нам упрямо втюхивают то, что ни "Марши несогласных", ни забастовки, ни Национальная ассамблея - не спасут положения. Залог выживания России - в покорности ее. Так они настаивают. Но мы снова смотрим - а кто эти они?
Это все те же "правильные пацаны", питерские, занявшие места неправильных, ходорковских. Они не оставляют населению (для них - насекомому) выбора. Согласитесь: либо наша коррупция - либо распад России как государства. Против этого трудно устоять. И они уверены, что внутри страны для них нет никакой конкуренции, нет того совокупного собственника, что мог бы сместить этого неэффективного (говоря путинским языком) хозяина недр, хозяина-самозванца.
Кремль, как тот Прохор Громов, впадает уже в бред и видит призраков оранжевой революции - то в Каспарове, то в левых… Но что забавно: подпевалами этого мифа и этого бреда оказываются некоторые левые, наши же, которые ходят на митинги под красными знаменами.
Моя первичная комсомольская организация вынесла свое осуждение по поводу участия товарища Черного в национальной ассамблее. И это после весьма объединительной и позитивной акции, на которую наконец-то сподвиглась организация в Москве. Мотивировка была детской и рассеянной: мол, а на какие деньжата проводилась сия Ассамблея, а не США ли это все нужно? Да и вообще, что эта "Другая Россия" замышляет? Уж не смену ли одного буржуазного режима на другой? То есть доказательной-то базы и не было. Просто ребята собрались пофантазировать на тему "оранжевой угрозы". Ну и на здоровье, я и сам не прочь провести тут ликбез. Но ведь осудили, официально, окружкомом!
Что это все значит в контексте надвигающегося продкризиса, карточной системы и патриотизма в дырявых носках? А то, что общество и оппозиционный его сегмент весьма в разобранном состоянии приближается к революционной ситуации, которая к осени может весьма явственно прорисоваться на равнинах российского политикума.
Что будут требовать те, кто подорожанием продуктов будет выбит из колеи? Будут требовать повышения зарплаты. И тут нужно будет понять то, о чем мы говорили выше. Делиться с "дядями" придется всем - и вот тогда станет ясно, что справедливого экономически, прагматически ясного, рационального распределения зарплат в нынешнем обществе нет и не будет. То есть перераспределение и только перераспределение. А зачем и кому оно нужно? Может, иначе все устроить? Ибо нынче перераспределением (в свою пользу, вот приоритетный для них нацпроект единый) занимается правящий класс.
Увы, к обсуждению таких вопросов не на кухнях, а на улицах может подвигнуть только бытие, сиречь куда более безжалостное, нежели плакаты или лозунги, маленькие ценнички с немалыми цифрами и продкарточки, преподносимые единороссами как венец цивилизованного капитализма. Вот уж воистину, поживем - увидим. И призраки оранжевые воплотятся куда ярче и краснее.