Вы заметили, что Путин никогда не поет текст государственного гимна на публичных мероприятиях? Соратники в зале хотя бы губами шевелят для приличия под фонограмму, а "гарант" — ни в какую! Стоит и помалкивает, будто слов не помнит. Советский гимн стране вернул, а петь его не хочет. Видимо, стесняется. То же самое и с партией: создал пропрезидентскую "Единую Россию", а вступать в нее отказывается (пост беспартийного председателя и есть изощренная форма невступления). Тоже, очевидно, по причине природной стеснительности.
В конце концов, его можно понять: и неудобоваримый текст Михалкова, и партия дрессированного чиновничества — это те вещи, за которые приличному человеку как минимум неловко. И не только потому, что спеть "заикающуюся" строчку, спотыкаясь на куче согласных: "Так было, так есть и так будет всегда", — можно лишь по приговору суда. Но и потому, что текст о "свободном отечестве" вступает в системное противоречие с любовно выстроенной полицейской реальностью.
Потому и исполняется государственный гимн не людьми в зале, а записанной фонограммой — еще один "симулякр" патриотизма и гордости за страну, один из многих, подменяющих реальность видимостью.
Только что символично совпали во времени два события, получившие сильнейший общественный резонанс: "съезд победителей" партии власти и зверское избиение в ОВД несовершеннолетних подростков, поразительное по бессмысленному зверству и подлости в отношении к задержанным. Давно известно, что "бьют не по паспорту", особенно когда его еще нет... Но история вопиющего унижения "правоохранителями" беспомощных и закованных в наручники юных граждан с пыточным применением электрошокеров на фоне помпезных речей о "самореализации каждого гражданина и расширения пространства индивидуальной свободы" — поражает цинизмом и оставляет ощущение нового "зазеркалья" советского типа, в котором мы все оказались.
Конечно, вслед за Грызловым можно бы посетовать, что "в стране нет спроса на мозги", но это будет слишком просто. Бурный всплеск партийной трескотни и официоза, как и всплеск ментовского беспредела в отношение наиболее беззащитных граждан (в эпоху "преемственности и стабильности" режима), кажутся мне вещами непосредственно связанными.
Силовые структуры, неподконтрольные гражданскому обществу, неизбежно развращены безнаказанностью и произволом. Рыба тухнет с головы, а ментовский беспредел — это всего лишь отражение политической бесконтрольности властной "вертикали". С этой точки зрения, избиение подростков (как и сотни вопиющих примеров) — прямое следствие отсутствия в стране политической конкуренции, где пресса, оппозиция, парламент или независимый суд осуществляли бы контроль за силовиками и властью.
И тенденция такова, что под прикрытием песенки о "стабильности" и "национальном единстве" поле для контроля гражданского общества за властью будет и дальше сужаться со скоростью шагреневой кожи. А значит, и поле полицейского беспредела будет пропорционально расширяться до безбрежных, "азиопских" границ…
Не надо быть Кассандрой, чтобы предсказать триумфальное шествие самого махрового лицемерия и фальши "совкового пошиба" по городам и весям "свободного отечества". По мере того как однопартийная система (с генсеком, вождем и премьером в одном лице) будет и дальше подминать под себя остатки политического пространства и гражданского общества, заливая все вокруг в "пропагандистский бетон", мифология режима будет все дальше расходиться с реальностью, превращая лицемерие в норму жизни. И чем провальнее окажется в результате "политический менеджмент" бесконтрольной, однопартийной власти, тем упорнее будет стремление к цензуре, пропаганде и двоемыслию в стране.
Начало "театра пропагандистских теней" уже перед нами: "Продолжение курса, начатого президентом Путиным, требует создания и развития дополнительных возможностей для расширения пространства индивидуальной свободы", — заявил Медведев на съезде "ЕдРа". Кроме того, новый президент назвал "полезной поддержанную съездом инициативу по активизации внутрипартийных дискуссий и открытого обмена мнениями"…
Почувствуйте красоту риторического момента: "пространство свободы", "открытая дискуссия", "конкурентная среда"… Не верите? Попробуйте возразить — тогда мы идем к вам! Как не вспомнить здесь волшебные строки "хромой утки" в "Сказке о милиции", публично прочитанной 10 ноября прошлого года. Были там и такие чудесные слова: "...Главное, что отличает работу милиции, — это неразрывная связь с народом... Именно поэтому везде и всегда так уважали людей, защищающих граждан от криминала и произвола, людей, для которых мужество и личная порядочность являются глубокими нравственными убеждениями, проявлением истинного патриотизма... За сухими цифрами милицейской статистики, сводок, отчетов — жизнь и здоровье людей, их покой и человеческое достоинство". Как говорится, конец цитаты!
Реальность, правда, выглядит богаче самых дивных сказок. Под оглушительную музыку "Мама - анархия, папа - стакан портвейна" в ОВД творился произвол. "Я слышал, как кричали избиваемые ребята в соседних комнатах... Это был какой-то ад. Меня били электрошокером в голову, в спину, в шею... Я уже терял сознание, двое держали меня за ноги, а третий "представитель власти" электрошокером бил меня в пах. Когда они нашли у меня в сумке книгу по мотивам Шопенгауэра, то засмеялись: "Этого жида мы знаем", — и стали бить книгой по голове. Когда у меня начался сердечный приступ, они сбили меня ногами со стула и продолжали избивать на полу, называя симулянтом". Слушать рассказ одного из подростков без сжатых кулаков невозможно, но слушать нужно, просто чтобы лучше понимать, в какой стране живешь. И чтобы слова о "полицейском режиме" не казались кому-то метафорой и оборотом речи.
Всплеск ментовского насилия, кроме бесконтрольности "вертикали", имеет и другую причину – развращающий опыт "командировок" в Чечню, через которые прошли тысячи "правоохранителей". Какой "опыт" произвола они оттуда привезли на родную почву, полагаю, ясно всем. "Логику" насилия невозможно просто так остановить; эта "логика" говорит человеку, что если в Чечне ему было можно все, то почему то же самое ему нельзя в Москве? Очевидно, что нас порой "охраняют" психические инвалиды, которых и самих надо лечить и изолировать. Но система такова, что элите произвол "мента" не грозит, а обычные люди, попавшие под дубинки и электрошокеры садистов, лишены рычагов давления на власть и любых правовых гарантий. Вот почему так важно видеть причины и следствия. И если мы хотим превратить "ментуру" в правоохранительные органы, то начинать надо с политической системы.
Для меня страна — это люди. Бесконечно жаль ребят, которые еще только входят в жизнь, а государство уже попыталось раздавить их человеческое достоинство. Но я отлично понимаю: глупо назначать виновным только государство — оно всего лишь зеркало общества. Главный исторический счет должен быть предъявлен "путинскому большинству" — тому самому "обществу", которое готово и дальше жить в условиях бесправия и беспредела, потакая пыткам и предавая наших детей, попавших в лапы "правоохранителей". Именно оно так или иначе "законодатель" мерзостей и беспредела власти — рабское, холуйское, послушно голосующее и без малейшего представления о свободе и человеческом достоинстве.
На одном из интернет-форумов, где шла речь о пытках в ОВД "Сокольники", "домохозяйки" и прочие мирные "бабушки" были всерьез озабочены (вы думаете чем?) темой "бескультурья молодежи" и "вызывающим поведением неформалов". "Ведите себя прилично, — восклицали "добрые женщины", — никто вас и пальцем не тронет…
Что же теперь, уважаемые, "пенять" на власть? Достаточно подойти к зеркалу. Или оглядеться вокруг.