Власть

Главная // Власть // Вирус разделения

Вирус разделения

Русские корни хакера Чаловского определили решение Латвии о выдаче его США

09.08.2013 • Оксана Челышева

Денис Чаловский во время суда (Фото: http://www.reitingi.lv/)

7 августа 2013 года премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис подписал решение о выдаче в США подозреваемого в киберпреступлениях гражданина Латвии Дениса Чаловского. Это решение было принято большинством членов правительства накануне.

Федеральные прокуроры США выдвигают обвинения против трех хакеров - 25-летнего гражданина России Никиты Кузьмина, 28-летнего жителя Румынии Михая Паунеску и 27-летнего латвийца Дениса Чаловского. Их обвиняют в создании компьютерного вируса "Gozi", заразившего более миллиона компьютеров по всему миру, в том числе компьютеры НАСА.

Основной фигурант этого дела — Никита Кузьмин, приемный сын известного российского певца. Согласно обвинению, вирус "Gozi" был создан Кузьминым еще в Москве, когда ему было 18 лет. В 2010 году Кузьмина арестовали, воспользовавшимся его прилетом в Майми. Ему предъявили обвинения, по которым ему грозит что-то около 95 лет заключения. Кузьмин подписал соглашение о сотрудничестве со следствием. Так в деле Кузьмина появились фамилии Дениса Чаловского и Михая Паунеску, точнее появились два лица под никами "Майями" и "Вирус". Сам Кузьмин общался именно с "Майями" и "Вирусом", а не с Чаловским и Паунеску.

По словам Кузьмина, он обратился к Чаловскому-"Майями" с просьбой доработать программу-вирус. Паунеску-"Вирус" отвечал за хостинг и перепродажу информации, согласно обвинительному заключению, предоставленному вниманию читателей румынскими СМИ.

Оба подозреваемых — и Михай Паунеску, и Денис Чаловский — были взяты под стражу в декабре прошлого года. С этого момента их судьбы складываются по-разному.

Румыния отложила экстрадицию Паунеску до полного разбирательства его дела. При этом, румынские СМИ не оспаривают вероятность участия Паунеску в неких кибер-преступлениях. Во время обыска в его доме, который длился около 11 часов, были обнаружены не только крупные суммы денег, но и отдельная комната, полностью заставленная компьютерами и напоминавшая некий "компьютерный мозг".

Что касается Чаловского, он наотрез отказывается признавать себя виновным, заявляя, что никогда не пользовался ником "Майями", а уровень его компьютерной грамотности позволяет ему чинить машины и создавать несложные сайты. Тем не менее, вопрос о его экстрадиции в США решен. Единственное препятствие — Европейский Суд по правам человека. Адвокаты Чаловского подали жалобу в Страсбург еще весной этого года. Теперь, после решения правительства, подписанного премьером и министром юстиции, адвокаты собираются подать дополнительную жалобу с просьбой к Суду задействовать в отношении Чаловского Правило 39 регламента Суда, согласно которому любая экстрадиция может быть отменена. У Чаловского, подозреваемого в хакерстве, обогатившего, согласно обвинению, группу Кузьмина-Паунеску на несколько миллионов долларов, как выяснилось, нет никаких средств для своей юридической защиты и команда его адвокатов работает pro bono.

В Латвии прошел ряд акций в защиту Чаловского. СМИ, как в латышском, так и русскоязычном сегментах Интернета переполнены публикациями на тему "хакера из Иманты". При этом, ряд латышских журналистов и экспертов отмечают, что решение о выдаче Чаловского по запросу США могло быть иным, если бы Чаловский был латышом, а не гражданином Латвии русско-польского происхождения. Косвенным свидетельством такого предвзятого отношения к предполагаемому хакеру является тот факт, что два года назад латвийский хакер латышского происхождения Карклиньш не был выдан в США.

Масла в огонь подлил Янис Иесалниекс - член правления объединения Вису Латвияй-ТБ/ЛННК, который в своем Твиттере объявил, что выдача таких "урленышей" как Чаловский соответствует интересам национального объединения. Позиции МИДа и Минюста Латвии также были резко противоположными. В то время как министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич, представляющий "Партию реформ", против экстрадиции, его коллега по правительству министр юстиции Борданс, представляющий то же политическое объединение, что и Иесалниекс, раздраженно указывает Ринкевичу "не лезть не в свое дело".

А теперь посмотрим каким образом решают проблемы с выдачей подозреваемых в совершении кибер-преступлений другие страны.

Даже в странах Балтии к этим вопросам подходят по-разному. В ноябре 2011 года в Эстонии были задержаны шесть эстонских граждан. Тимур Герасимов, Дмитрий Егоров, Владимир Чащин, Константин Полтев, Антон Иванов и Валерий Алексеев обвинялись в организации хакерских атак на компьютеры в США и отмывании нелегальных доходов через кредитную фирму. Обвинения были предъявлены и гражданину России Андрею Тааме, но его местонахождение до сих пор не известно. Из всей группы в США был экстрадирован только один человек — Антон Иванов. Это произошло 19 апреля 2012 года. Антон Иванов предстал перед федеральным судом Манхэттена. Виновным он себя не признал.

В 2007 году Литва отказалась выдать США своего хакера Паулюса Калпокаса. В ходе следствия было доказано, что Калпокас незаконно добыл коды примерно 900 карточек американских граждан, заработав на аферах в Интернете около 3000 долларов. Отказ литовского суда в удовлетворении запроса о экстрадиции хакера основывался на том, что в Литве следствие в его отношении уже почти закончилось, а в США оно еще не началось, и, соответственно, процесс депортации обвиняемого значит удлинит разбирательство, что является нарушением Европейской конвенции по правам человека. При этом, литовское наказание предусматривает шесть лет тюрьмы за подобные преступления, в то время как по американским законам, хакерам грозит до 20 лет за каждый эпизод.

Не выдает хакеров и Великобритания. Так произошло в случае Гари МакКиннона, взломавшего серверы Пентагона. Министр внутренних дел аннулировала постановление о его экстрадиции на основании медицинских показаний. МакКиннон был подвержен депрессиям и страдал от синдрома Аспергера, одной из форм аутизма высокого функционирования. Правительство Великобритании предпочло некоторую напряженность в отношениях с США гипотетической опасности суицида со стороны МакКиннона. В 2012 году ситуация повторилась. 20-летний Райан Клири, также страдающий синдромом Аспергера, был обвинен в содействии хакерской группировке Lulzsec. В случае с Клири CША даже не пытались добиться его экстрадиции при условии, что его дело будет рассмотрена британским судом. Учитывая состояние здоровья Клири, в его отношении не было применено взятие под стражу. Он находился на свободе во время разбирательства при условии, что он не будет пользоваться Интернетом. При этом, адвокаты Клири были жестко настроены на его защиту в случае минимальной опасности экстрадиции из-за аутического диагноза своего подопечного. Кроме того, дела Клири и МакКиннона стали поводом для кампании с требованием пересмотра Договора об экстрадиции между Великобританией и США. В феврале 2012 года министр внутренних дел Тереза Мэй гарантировала, что этот Договор будет подвергнут тщательному анализу и пересмотру, согласно Гардиан.

Канада тоже отказывает в выдаче подозреваемых в кибер-преступлениях. В 2011 году в Ванкувере по запросу США был арестован Питер-Альфред Адекай, бывший инженер кампании Cisco. Ему были предъявлены обвинения по 97 эпизодам, за каждый из которых ему грозило до 5 лет. Канада отказала в выдаче Адекая. Более того, его адвокаты публично заявили, что обвинения были сфабрикованными в интересах Cisco, так как Адекай подал иск в отношении кампании в 2010 году, который был удовлетворен. Адекая сначала освободили под залог, а затем позволили вернуться в его дом в Швейцарии.

Чаловский ждет решения Европейского Суда. А пока 8 августа ЕСПЧ принял решение отменить экстрадицию Чаловского.

Об авторе:

Оксана Челышева